Памяти Андрея Денникова.
Со мной произошла удивительная история.
В субботу утром захожу в вагон в метро, и взгляд сразу падает на девушку в маленькой аккуратной шляпке с цветами. Шляпки сейчас мало кто носит, так что я сразу обратила на нее внимание. Да и свободное место было рядом с ней. Сажусь, автоматически продолжаю смотреть, что у нее в руках, и вдруг в глаза бросается одно-единственное слово на обложке: Денников.
Андрей Денников.
Мне не хватает слов, чтобы передать, что этот артист значил для меня. Он был тем, кто погружал меня в то состояние, которое я испытываю сейчас, наверное, только когда смотрю классический балет: состояние абсолютного, детского восторга. Он был, кажется, одним из первых, кто показал мне, что такое "синтетический" артист и синтетический театр. Он сумел соединить людей и кукол на сцене в спектаклях по самой что ни на есть классике ("Маленькие трагедии"! "Кармен"!). Он был режиссером, актером, мастером по куклам, певцом, танцовщиком... Был - потому что 17 марта 2014 года его не стало в собственный день рождения, когда ему исполнилось 36.
...Я сидела в вагоне, смотрела на эту книгу в руках случайной попутчицы и понимала: если не спрошу, никогда себе не прощу.
- Простите...
Не слышит. Читает.
- Простите, я понимаю, что не очень прилично заглядывать через плечо и тем более говорить об этом, но я очень любила спектакли Андрея Денникова и буду Вам благодарна всей душой, если Вы подскажете, где можно достать такую.
Через пять минут я оставила свой номер телефона, и мы попрощались. Еще минут через двадцать девушка перезвонила мне и перенаправила к распространителю тиража (в продаже книги, как легко можно догадаться, нет). Через следующие пять минут мне перезвонила другая девушка, и мы договорились о встрече. И вот сегодня я получила заветный томик. Это дар судьбы для мамы и для меня.
Листали несколько часов, вспоминали спектакли, вспоминали "Молодость короля Людовика XIV" - постановку, на которой я была шесть раз, а мама - семь. Вспоминали гениальные "Маленькие трагедии" и руки Моцарта. Страшного и неверотно сильного "Тиля". "Исповедь хулигана", которая сумела меня заставить глубоко переживать, несмотря на то, что Есенина я не то что бы очень люблю. "Кармен", опять - просто гениальная "Кармен". "Риголетто". И все те спектакли, на которые мы откладывали, откладывали поход за неимением времени и которые так непоправимо упустили, потому что сначала Денников заболел, а потом - ушел... "Странная миссис Сэвидж", "Концерт для Чичикова с оркестром", "Нижинский"...
Вспоминаю последнюю выставку Денникова, ставшую посмертной, и вижу наяву: зал, посвященный неосуществленным проектам. Среди них - сплошь великая классика. Шекспир, много Шекспира! Пушкин, Лермонтов, Гоголь...Эскизы, наброски, проекты декораций, пробные куклы (Пикова Дама!)... А еще он хотел пставить "Маленького Принца". И в названии книги о нём фраза: "Маленький Принц гостил на Земле".
Плачу и плачу. Считанные разы я испытывала такое удовольствиет от театра, но на спектаклях Денникова - всегда, даже в седьмой раз на давно идущем спектакле. С каким наслаждением актеры существовали у Денникова, с каким детским восторгом он сам всегда выходил на сцену - играть, играть, играть! Да, отличных спектаклей я видела достаточно, но таких - лишь классические балеты, "Синее чудовище" в постанове Московского областного театра в моем детстве, "Дон Кихот Ламанчский" Театра Российской армии с Зельдиным и спектакли "Lege Artis" (когда-то я видела их со стороны). И хотя упоминание "Lege" выглядит нескромно в этом ряду, но это чистая правда, и нескромности здесь на амом деле нет. Просто принцип работы этих спектаклей был один и тот же: они проникали прямо в душу через огромную любовь артистов к тому, что они делали на сцене, к зрителю, к своей работе. Каждый на сцене наслаждался!
Название книги воспоминаний о Денникове - "Театр начинается с... любви...". Полина Ивановна перед каждым спектаклем говорит нам: "Сколько у вас есть любви, отдайте всю её в зрительный зал".
Плачу и плачу, и удвивляюсь небывалому счастливому совпадению, и думаю, как хорошо, что кто-то это делает, что кто-то помнит и хранит память. О таких людях, как Денников, надо продолжать говорить.
"Если у человека после спектакля польются слезы раскаяния, очищения - значит, цель достигнута. Для этого театр и нужен," - слова Денникова.
Именно тот театр, который я везде ищу: тот, где испытываюешь катарсис. По-древенегречески.
Ах, если бы хоть записи спектаклей остались...