Смерть - это искусство

Oct 22, 2018 09:02



СЧАСТЬЕ ОЕЕОЕ ИУО

Часто те, что ругают соверменное искусство, сами того не понимая, принимают его всеми порами - не только разума, но и подсознания. Ведь осуждение, по сути, ничто иное, как признание явления, - ибо нельзя отторгать то, чего нет.

Для примера, хочу, со своего дилетантского холма, рассмотреть историю, которая ещё не закончилась и находится, как говорят современные ненавистники русского языка, «на пике хайпа» - вокруг пермского арт-объекта СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ, который, вместе с «около»-контекстом, обладает всеми признаками постмодернистского.

Например, по Ихабу Хасану, приведу без расшифровки, чтобы сэкономить время - своё и читателя: антиформа, игра, случай, анархия, молчание, процесс, деструкция, деконструкция, отсутствие, текст/интертекст, риторика, комбинация, контринтерпретация, неверное прочтение, написуемое, малая история, индивидуальные особенности, желание, мутация, шизофрения, след, ирония, неопределённость. Все эти признаки характеризуют объект на протяжении всей его короткой жизни и смерти, включая те, что ещё не случились.

КАКОГО ЦВЕТА БУКВЫ?

Всё началось не в Перми -- в Подмосковье, в далёком 2005-м.



Борис Матросов. Счастье не за горами. 2005. Вид объекта на фестивале «АртПоле», сентябрь 2005. Фото: Александр Лычагин. Источник: artguide.com

Как видим, и цвет другой, и интервалы между буквами больше. Это не пермское СЧАСТЬЕ, а совсем другой объект. Поэтому в Перми на табличке совершенно справедливо стоит 2009 год: в любом другом месте это будет уже не то.



А вот с автором -- промашка вышла. Так как Борис Матросов имеет к пермскому СЧАСТЬЮ ровно такое же отношение, как дизайнер того самого дюшановского писсуара. Он и в Перми-то впервые побывал уже после того, как объект стал знаменитым -- на открытие таблички имени себя. Что ничуть не умаляет его заслуги. При этом вопрос, кто истинный автор, то есть тот, кто решил установить буквы именно на этом причале, именно с таким интервалом -- остаётся открытым. возможно, это сам Марат Гельман, или Михаил Сурков.

Более того, ни сам сам Борис Матросов, ни кто-то другой точно не знает, каким образом надпись попала в Пермь. Известно лишь, что она появилась в 2009 году во время выставки «МосквАполис» в рамках фестиваля «Живая Пермь».

А вот ещё снимок - и снова другой цвет.



Счастье не за горами © Виталий Караван / dr-ural.ru

ГЕОГРАФИЯ СЧАСТЬЯ

Вообще, феномен СЧАСТЬЯ НЕ ЗА ГОРАМИ довольно любопытен. Для многих городов специально придумывают логотипы, безо всякой гарантии, что они, логотипы, взлетят. У Перми с конца нулевых было несколько таких кандидатов. Например, алая П от Артемия Лебежева, или трёхмерная же П из брёвен на площади у главного вокзала. Надпись про счастье в их число не входила. Но взлетела именно она.



Скорее всего, благодаря фильму с Хабенским, про географа. А также подкреплением в сериале про молодых пермяков и клипе иностранного рэпера.

СЧАСТЬЕ - РАЗМНОЖАТЬСЯ

Итак, надпись приобрела узнаваемость, стала культовой. Появились реплики. Показываю просто для иллюстрации явления, не касаясь их вторичности.



Пермский край. Санаторий «Демидково». Источник: www.chitaitext.ru



Пермский край. Горнолыжный центр «Губаха». Источник: www.chitaitext.ru



Пермь.ул. Луначарского, 23.



Пермь. Кама. День Набережной, 2018

ВЫХОД ЧЕРЕЗ СУВЕНИРНУЮ ЛАВКУ



Имиджевый центр «Сенатор». Сувенирное «Счастье не за горами». Цена 370 руб. Источник: www.senator-perm.ru

В 2016 году Борис Матросов с адвокатом составляет иск на 3 млн рублей в связи с использованием арт-объекта в коммерческих целях. При этом, никаких отчислений с продаж сувенирных копий своих объектов художник не получает.

К чести коммерсантов стоит отметить, что в итоге они договорились с художником, и если вы купите надпись сегодня, то часть этих денег пойдёт в виде роялти Борису Матросову.

СМЕРТЬ - ЭТО ИСТОРИЯ

В ночь с 10 на 11 октября 2018 года неизвестный поменял буквы в первом слове надписи, тем самым кардинально изменив её смысл.



Автор фото. Иван Козлов, Источник: Медуза

Кто-то назвал это вандализмом. Даже вобудили дело по уголовной статье.
Нормальная ситуация, поскольку разьираться в искусстве - в любом, включая классическое - в наших школах не учат. Пртому и затрудняются правильно назвать. Хотя, на самом деле, даже искушённые в современном искусстве, - а это как раз его проявление, - уже тоже в замешательстве.

Стартова как жест интервенции, он вдруг перерос в хэппенинг с участием обычных охранников, накрывающих надпись баннером «Россия - моя история».



Автор фото. Сергей Федосеев, Источник: портал 59.ru.

Я неспроста затайпил эти два фото, поскольку они уникальны и сами по себе являются неотъемлемыми частями этого произведения искусства со смертью. Как свидетели бога на земле или его пророка: например, как коврик в ванной, попиравшийся его ногами в момент телепортации.

КОГДА МОЛЧИТ КАНАРЕЙКА

Следующим этапом смерти стало её отсутствие. Сначала рабочие демонтировали первое слово, хотя достаточно было вернуть демонтированные буквы на место. То есть, началось представление в местном театре абсурда, удачно срифмовавшееся с последними событиями на федеральной и мировой сценах.



Автор фото. Сергей Федосеев, Источник: портал 59.ru

Не хочу отвлекаться на народное коллажное творчество, когда люди бросились заполнять возникшую пустоту собственными вариантами. Мне гораздо более интересным показалась явственный злотниковский мотив в проволочном скелете. Это, конечно, сугубо субъективное восприятие, но отчего-то уверен, что у каждого есть аналогичное своё - не тривиальное и не лежащее в очевидной плоскости.

Удивительнейшим образом художник оказался прав. Смерть на словах, в итоге, привела к смерти материальной. В течение суток надпись полностью исчезла.







ХОДИТЬ ПО ВОДЕ

Автор утверждает, что одну букву исходной инсталляции переставил, а две другие - снял и положил рядом. Видимо, на причальный пирс за барьером, к которому крепятся буквы. Также некоторые свидетели заявляли, что рабочие сбивали буквы пинками. Жизненный опыт подсказывает, что отличить правду от нехудожественного вымысла зачастую невозможно.

В общем, каким-то образом демонтированные буквы оказались в воде и поднялись вверх по течению: одна - на сто, другая - на двести метров. Одну - подняли и поставили; к сожалению - изнанкой.



Вторую, более важную - не нашли. Причём, за день до этого они были вместе. Почти.



Что-то подсказывает, что история далеко не исчерпана, и мы ещё увидим длинный многоходовый сюжет в спилберовской манере.

ЗАПЯТЫЕ НЕКУДА СТАВИТЬ

Не хотел касаться этого аспекта. Но, увы, оно стало частью произведения искусства СМЕРТЬ НЕ ЗА ГОРАМИ. Как сказано выше, было возбуждено уголовное дело по вандальной статье. Злоумышленник установлен не был. Официально. Неофициально же всем было очевидно, что автор - Sad Face, создатель грустных человечков.



Никто не ожидал, что художник, в миру - Алексей Илькаев, - добровольно придёт с повинной. Впрочем, это его право. Огорчает другое.

Совершенно недопустимо для художника любой эпохи, а современного - особенно: объяснять смысл своего произведения. Попробую пояснить.

Надеюсь, все в курсе, почему Бетховен назвал одну из лучших своих сонат «Лунной«». При всём при этом он не счёл нужным объяснить, почему он выбрал именно эти ноты, аккорды, тональности, темп, и именно в такой последовательности. Потому что искусство - это совместный акт творчества автора и потребителя: зрителя, слушателя, читателя. Каждый видит, слышит и переживает своё, индивидуальное, основенное исключительно на личном опыте.

При этом зрителю не возбраняется публично интерпретировать. Например, автор до СМЕРТЬ НЕ ЗА ГОРАМИ считал ярчайшим произведением пермского постмодернизма картину Александра Жунёва с распятым Гагариным, написанную 12 апреля 2015 года.



Источник: PermNews.ru

К сожалению, любой известный нам человек «внезапно смертен». Этим летом Александр Жунёв тоже внезапно умер в поезде по пути из Москвы в Пермь. При этом в Перми осталось немало произведений Александра, в том числе - электрошкаф, расписанный под Губку Боба.

И вот, Алексей Илькаев, в память об Александре Жунёве, освежил «Боба», добавил надпись «Я ЖИВ».



Кстати, «Гагарин. Распятие» тоже просуществовал всего несколько часов. И его тоже признали актом вандализма. И он так же расколол пермское сообщество.

И точно так же, как и Александр Жунёв объяснил в публичном пространстве смысл «Распятия», так и Алексей Илькаев зачем-то объяснил, что он имел в виду, когда создавал «Смерть». Считаю, это было лишним. Достаточно было указать это в явке с повинной - в конце концов, бумага, в отличие от «соучастников Смерти», это бы стерпела.

ПОСТСКРИПТУМ

Приведу цитату с превалирующим мнением, без ссылки на её автора (из уважения к самому автору): «Ну и что? Оно того стоило? А? злость».

Таксист думал так же. Примечательно, что после прочитанной мини-лекции изменил мнение на противоположное. Что ещё раз подтверждает проблемы с культурным образованием в Отечестве.

Непонятна сумма ущерба. Городские власти, на чьём балансе числится объект, довели его до катастрофического состояния, не потратив на его содержание ни копейки. На фотографии буквы «С» выше это отчётливо видно. Более того, все предыдущие реставрации производились добровольцами на собственные средства. В том числе, восстановливали после того, как в надпись врезался гидроцциклист.



И ПРО ВАНДАЛИЗМ

Кстати, накануне «Смерти не за горами» произошло гланое событие современного искусства (которое contemporary art). Величайший в истории человечества акт вандализма. Ну, или второй, если первым считать поступок Герострата. Я - про шредирование «Девочки с воздушным шариком». Она ведь тоже, по сути, умерла под остро наточенными ножами, возродившись при этом в новом качестве.

И, чтобы дважды не вставать. Одному мне показалось, что Бэнкси повторил Лучо Фонтана. Но не просто повторил, а многократно усилил.

Чуть не забыл. Огорчу тех защитников СЧАСТЬЯ, которые злы на СМЕРТЬ в контексте «ненавижу современное искусство». СЧАСТЬЕ, как раз, ярчайший его представитель, выполненный в жанре концептуализма в стиле арте повера.

НОТА БЕНЕ

В общем, желаю Алексею Илькаеву дальнейших творческих успехов

СМЕРТЬ КАК РИЗОМА

...
...
...

искусство, счастье, смерть

Previous post Next post
Up