Когда я защищал диплом в инженерном вузе, в начале 90-х, у меня был рецензент. Как ни странно, попал я к нему, не проходя никакие сложные досмотры, не сдавая предварительно анкету во второй отдел... Просто пришёл, позвонил - после чего он вышел на проходную, сказал вахтёру "это ко мне" и провёл к себе в кабинет.
Вернее, не к себе, а в одно из бюро, где сидело за столами и кульманами несколько дяденек и тётенек. Подозвал одного из этих дяденек. Они выслушали мой краткий обзор проекта, полистали фолиант, мельком глянули чертежи - после чего рецензент подписал нужные бумаги и отпустил с миром, сказав, чтобы пришёл через неделю и забрал отзыв прямо на вахте, не вызывая его.
Нюанс в том, что я уже до этого, благодаря врождённой прокрастинации и перфекционизму, пропарил все сроки. Более того, умудрился, написав половину диплома, всё забраковать (у себя в голове) и переделать заново, с нуля. Поэтому, придя через неделю за результатом, крепко так напрягся, когда вахтёр заявил: "Для вас никаких бумаг нет, но Иван Иваныч (имя условное, так как не помню) просил, чтобы вы ему позвонили".
Ожидая самое худшее, я позвонил. Вышел не Иван Иваныч, а тот второй дяденька - и провёл в тот же кабинет-бюро с сотрудниками. Потом подошёл И.И., поздоровался и задал вопрос: "Александр, скажите - а вы сами это написали?" Я, недоумевая: "Да, конечно. А что-то не так?" И тут Иван Иваныч с коллегой заулыбались: "Да нет, всё так. А не хотели бы вы у нас работать? Скажем, сначала ведушим специалистом, с перспективой через полгода возглавить бюро?"
Предложение, конечно, было заманчивым. Новый завод, расположенный в центре Перми. Наверняка какие-то новые технологии. В общем, всё как я люблю. Оставалось выяснить пару моментов. Первый - зарплата: она оказалась гораздо ниже, чем та, которую я уже имел, предусмотрительно устроившись, хоть и полуофоциально, на одну работёнку ещё на 4 курсе. Подумал - может, квартиры дают молодым специалистам. Увы - могли только дать место в общежитии. В общем, я отказался. Вернее, сказал, что подумаю и перезвоню - но так и не перезвонил.
Считаю, правильно сделал - через год завод стало как-то крепко лихорадить, а потом он и вовсе закрылся. И только лет через десять случайно узнал, что завод был построен специально под проекты новых подводных лодок, которые так и не начали строить. И тут же стало понятно, почему так и не попал в кабинет рецензента - главного технолога этого завода. И да - не под всю лодку, конечно - а, догадываюсь, под часть конструкции, связанную либо с твердотопливными крылатыми ракетами, либо с системами дальней связи. То есть, представляете, сколько подобных новых заводов было построено по Союзу? - которые в итоге оказались никому не нужны.
А вспомнил я эту историю, увидев
статью про эти самые субмарины нового проекта. И даже как-то грустно и обидно стало - за себя и за тех, кто так и не построил этих красавиц.
По иронии судьбы, сейчас я работаю в том самом здании заводоуправления-проходной так и не взлетевшего бывшего завода. Правда, само здание изрядно реконструировали, как и остальные. Забора, конечно, тоже давно нет. И, проходя каждый день мимо девятиэтажки общежития, где мне могли выделить койкоместо, даже не вспоминаю вышеописанный эпизод. Такие дела.