Доллар, подобно катапульте...

Dec 12, 2016 22:12



Доллар, подобно катапульте, бросает бизнесмена во все концы света, чтобы искусно поймать убегающую возможность извлечь прибыль из купли-продажи или вложения капитала. Предприниматель-американец едет в Европу как турист, но преследует деловые цели. Наслаждаясь на пляже прибоем Средиземного моря или созерцая Венецию с ее каналами, обозревая музеи Лувра в Париже или виллы Боргезе в Риме, он неотступно преследуется теми же мыслями, рожденными бизнесом.

     Египетские сфинксы или пирамиды напоминают ему о бренности существования, бесцельности его чрезмерной жадности и стяжательства. Его мозг может сделать даже лирическое отступление, он может сентиментально вздохнуть, но все это временно. Стоит только бизнесмену услышать разговор о деньгах, как он, закусив удила, несется в том направлении, где пахнет прибылью.
     Когда он любуется картинами Леонардо да Винчи, Тициана, к его горлу подкатит комок трогательных чувств. Но далее этого бизнесмен не пойдет. Изысканный обед в кругу таких же приятелей-бизнесменов, как и он сам, возвращает его к реальной жизни, к поискам путей обогащения.
     Самое характерное для американского бизнесмена - непрерывная работа по добыче доллара. Глазами жадными, руками цепкими, ногами быстрыми всюду он рыщет в поисках доллара. Бизнесмен безошибочно чует его запах всюду, и это в некотором смысле даже талант.
     Рядовой американец, рабочий, служащий, фермер, не имеющий своего капитала, в такой обстановке тоже часто бывает сильно заражен желанием приобрести доллар, положить его в банк, купить акции и т. п., чтобы вернуть ту же монету, но с довеском. Этим пользуются капиталисты любых мастей, развивая и поощряя подобную психологию. Придумывают множество способов, чтобы отвлечь активность простого американца от общечеловеческих проблем, отвлечь мысли рабочего от его классовых интересов и направить его на путь стяжательства. Капиталисты настойчиво и умело выращивают у рабочего желание приобрести несколько мелких акций, с тем чтобы внушить ему мысль, что он тоже, мол, стал пайщиком того предприятия, где работает. Тем самым они пытаются заставить его поверить в прогрессивную роль капиталистической системы.
     В условиях капиталистической Америки сила денег не требует доказательств. Об этом все знают. Деловой американец очень удивится, если услышит противоположное мнение. Более того, он сочтет автора этого мнения ненормальным или по крайней мере недалеким человеком.



Нигде так не велик гипноз денег, как в Соединенных Штатах Америки. В Бостоне я был свидетелем картины у одного ювелирного магазина. Ярко освещенная витрина привлекала необычно большую толпу. По бокам ее стояли до зубов вооруженные полисмены. За зеркальным довольно скромного размера стеклом, на темном бархате различных оттенков выставлялись драгоценности, бриллианты. Лежали также часы стоимостью 5 тыс. долл., в то время как очень хорошие часы стоят 50, а обычные - 15-20 долл. Завороженная драгоценностями публика дежурила у витрины до самой глубокой ночи. Подобные демонстрации обычно делаются для рекламных целей. В этом деле американцы весьма изобретательны.
     Мой преподаватель английского языка всегда удивлялся, что русские не сразу запоминают английские слова «деньги», «цена», «прибыль». Вопросы учителя, за даваемые в целях тренировки, были всегда рядом с куплей и продажей, с бедностью и богатством, с деньгами и банками.



Чтобы заполучить деньги, американские бизнесмены не жалеют усилий, они изобретают, ищут новых путей к денежному мешку. Мне известны проекты одного уже достаточно богатого американца, мистера Дж. Креймера. Он является одним из ярких представителей дельцов, которых жажда непрерывной наживы заставляет искать все новые и новые пути получения прибыли. Он предлагает построить корабли, способные перевозить 6000 пассажиров одновременно по дешевому тарифу. Мистер Дж. Креймер учитывает, что большинство иммигрантов в США всегда лелеют мечту побывать на «старой родине», в Европе, но не могут осуществить это желание из-за высокой цены такой прогулки. Все свои планы Дж. Креймер преподносит как стремление развить общение людей, поднять культуру и укрепить мир. Этот план не был осуществлен. Конкуренты приняли меры против постройки подобных кораблей.

[Н.Н. Смеляков. Деловая Америка (записки инженера). 1970. Политиздат]

книги, советское, америка, бизнес, деньги

Previous post Next post
Up