Хороший сисадмин - плохой сисадмин

Feb 10, 2016 10:55

Был в моей трудовой биографии такой прискорбный эпизод, в котором я работал системным администратором. Нет, не тем, который мальчик на побегушках - для этого были специально обученные люди, "эникеи" - хотя такого слова даже в оксфордском словаре новых слов тогда ещё не было. А вполне таки конкретным системным администратором - серверы, сети, маршрутизаторы, демоны, каталоги, электропочта и прочая лабуда. А ещё базы данных, клиентсерверный бэкграунд и аналогичная фендиперсия, которая была мне как-то чуть ближе к душе. Когда-нибудь, возможно, даже расскажу подробнее. Сейчас же важно одно - я был плохим админом.

Во-первых, я любил пользователей. А всем известно, что пользователь - первейший враг админа. Потому-что лошара и не шарит; а ещё - если можно что-то поломать, даже неломаемое - обязательно ухайдакает так, что потом админ трахается неделю.

Во-вторых, не заботился об информационной безопасности и трудовой дисциплине персонала. Нет, конечно, был развёрнут резервируемый шлюз с балансировкой на двух провайдеров; файрвол с антивирусом. Но вот вздумалось начальству знать, кто, сколько и на каких сайтах зависает, а я слил задачу. Ну, как слил - тогда ещё не было дешёвых навороченных инструментов с биллингом и продвинутой отчетностью, а большие деньги на такую фигню платить никто не хотел. Потому прикрутил базу данных, начеркал на дельфях парсер - отчёты можно было получать. Даже представил пару таких отчётов светлы очи. Но, не помню как, я это дело в результате просаботировал и начальство отступилось. И мне за это ничего не было.

А ещё, безопасники что-то начирикали руководству и все вдруг застремались по поводу воровства и утечек служебной инфы и коммерческой тайны. И тоже остыли. Просто тогда, и намного раньше, был убеждён, что технические средства - это такой пустой понт. Никто не мешает слить на флешку, распечатать, сфоткать экран на телефон - всё это как раз только-только появилось. В общем, такие вещи потом стали называть социальным инжинирингом - но и этот термин ещё не появился. И, удивитльно - оказались вполне здравомыслящими людьми, переболели модной паранойей.

В третьих, я был нелюбопытен. От слова "вообще". Что недопустимо для админа. Многие обыватели не знают, но нормально функционирующий почтовый сервер хранит всю входящую и исходящую корреспонденцию. Желательно - за весь период работы предприятия. Поскольку нередки ситуации с разборками по "неполученным" или "неисполненным" письмам, либо требуется поднять письмо пятилетней давности. А пользователи любят "чистить" свою почту, особенно "неудобные" сообщения. Ну и - сервер всегда может "упасть", поэтому почта льётся плюсом в удалённый архив, а ещё, часто - на комп админа. Ко мне, в отдельные папки, тоже лились все письма. Были среди них и глубоко личные - ага, наивные юзеры. Но вот я их не читал. А когда понимал, что адресат - чей нибудь возлюбленный, судорожно прокручивал и инстинктивно отводил глаза. И тут же забывал.

А потом я собрался сменить работу. Ибо уважал чувака, который принял меня на работу и не хотел его подсиживать. При этом посыпались недвусмысленные намёки на грани предложений. В общем, понял, что надо поторопиться, пока не случилось непоправимое. Но уходить вот так, оголив, как выяснилось, довольно большой участок - к сожалению, не в моих правилах. Пришлось сильно напрячься, и, во-первых, пропихнуть в головы того же начальства, что нужна дополнительная штатная единица; а затем найти двоих - программера-админа-баз-данных и системного администратора по инфраструктуре.

Мне повезло. Программеров нашёл аж двух, и обеих потом даже приняли, расширив штатку. С админом было сложнее. Но - нашёл. Встретился. Понял - это хороший админ. Правильный. Канонический. Нашёл на соседнем предприятии. Вернее, сначала хотел переманить одного - скорее, неправильного. Но тот оказался патриотом. И совершенно случайно пересёкся с другим, оттуда же. Который в техническом плане был гораздо выше коллеги, хоть и ниже по должности. Что подтверждали многочисленные сертификаты. При собеседовании, кстати, он тут же описал, что неправильно в админке того предприятия и как это исправить. Всё чётко и по делу.

В итоге пришлось порекомендовать шефу его, с оговоркой "смотри сам - чувак как спец отменный, но нужно присматривать". Тот принял решение и правильный админ был принят.

Я ещё долго поддерживал связь как с бывшим шефом, так и с другими коллегами из разных служб и отделов. Шеф был по-первости очень доволен: парень кучу всего понаделал в рамках администрирования, взялся рьяно, крепко и профессионально. Ввёл кучу политик и регламентов, развернул уйму инструментов надёжности и безопасности...

Потом пересекался несколько раз с другими сослуживцами, не айтишниками, а "рядовыми пользователями" и "менеджерами среднего звена. Жаловались на "гестапо". В общем, парень оказался молодцом, плотно состыковался с безопасниками из центра и поднялся по компетенциям на уровне корпорации. Настоящий, правильный админ.

Без шуток. Ибо потом мне пришлось работать исключительно с крупными ИТ-инфраструктурами, и большинство админов там были правильными - крепко знающими дело и глубоко презирающими пользователей. Неправильные тоже были. Но высоко не поднимались. Ибо надёжность и безопасность требуют серьёзного профессионального подхода. Следует понимать, что это очень сложная система, при этом работающая как швейцарские часы. А с плохими админами она мгновенно а=превратится в швейцарский сыр.

компьютеры, профессионалы, ад, компромат, прошлое, истории, работа

Previous post Next post
Up