Выставка на Крымском

Jan 03, 2013 12:31

Вчера сходили на выставку натюрморта:
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions3122/
Выставка интересна, но несколько сумбурна. Что приятно, есть работы или их варианты, которых не знаешь.
Ещё раз убедилась, что очень люблю Федора Толстого, это не только виртуозный, но и честный художник, несуетный и внутренне сосредоточенный. Его щегол с букетом цветов, его нарциссы дают возможность остановиться внутри себя и порадоваться, что вот ты оказалась этого достойна.



Букет цветов, бабочка и птичка, 1820

Еще любопытно - я его числила по 18 веку. Оказалось, что он прожил исключительно долгую жизнь. родился в 1780, а умер в 1870 ( в некоторых источниках - 1873). Но то, что особенно известно, создано в 1817-1825 годы. Сразу возникло много вопросов о его жизни. Перестал ли рисовать или эти поздние работы нам недоступны. А так, да: академик, профессор академии художеств и проч.

Зато И. Ф. Хруцкий меня разочаровал. Обычно, я как-то проскакивала мимо его работ и больше помнила, что вот есть что-то роскошное из цветов, овощей, фруктов и сервировки, а числила его также по 18 веку, была неправа (1810-1885). Тут я посмотрела на его картины внимательней и оказалось, что все его великолепие, представленное на выставке, очень напоминает рекламные изображения - всё чересчур и в этом нет теплоты. Фрукты выглядят муляжами, изобилие не утешает - то есть, это в самом деле мертвая природа, но повесить в столовой статского или тайного советника - самое то.



Натюрморт со свечой, 1830-е



Мясо и овощи, 1842

Справедливости ради: есть и другие работы, не столь виртуозные, но пронизанные внутренним теплом, например, очень известная Мастерская художника (поискала её в сети и не нашла - автопортрет за мольбертом).

А вот, кто понравился сразу - Сверчков Владимир Дмитриевич (1820-1888). Его натюрморты роскошны и одновременно не зализаны. Чувствуется прекрасное знакомство с европейским искусством. Но, что еще - в его изысканных натюрмортах также, как и у Толстого, есть внутренняя сосредоточенность и честность. Да, на репродукциях он мгновенно мертвеет и очарование теряется.



Цветы и фрукты, 1885, еще



Цветы, 1867

Я сначала недоумевала - знаю другого Сверчкова, который лошадей рисовал, но здесь и манера и подход, совершенно иные. Оказалось, тот, что лошадей - это Николай Егорович (1817-1898, сын придворного конюха), а Владимир Дмитриевич был из семьи другого плана.
Его отец - генерал-майор Дмитрий Федорович Сверчков - некоторое время был русским комендантом финского города Åбо (Турку). Сам же он сначала был военным, потом бросил службу и стал учиться в Академии живописи. За картины «Внутренние комнаты венецианских дожей» и «Сцена из средних веков» в 1855 году он получил большую золотую медаль и возможность стажироваться в Италии. Там учился у итальянских мастеров, затем переехал в Мюнхен, где женился на дочери богатого портного. В Мюнхене он продолжил обучение у немецких художников, организовал витражные мастерские, а к старости бросил бизнес и жил в Италии, сосредоточившись на станковой живописи - в основном, на натюрмортах. Получается, что человек жил не хаотично, а строил свою жизнь и не боялся поступков. Учился, у кого хотел, занимался тем, что его занимало, и везде достигал ощутимых успехов. Не присоединялся ни к каким группам. Да, пишут, что дружил с Арнольдом Бёклином. (Вот здесь о В.Д. подробно: http://vitroart.ru/articles/articles/758/)
____
Ну, и под конец.
Поразил натюрморт Виктора Дмитриевича Пивоварова "Выпивка и закуска" (2001). Небольшая по размерам работа, сделанная на высочайшем даже щегольском уровне виртуозности с отсылом к Селедкам Кузьмы Петрова-Водкина и Давида Штеренберга. Опять же картина не поддается репродукции - теряются нюансы. Я так понимаю, что это тот самый художник, который создал свой стиль в детской иллюстрации. Одна из самых любимых, проиллюстрированная им сказка Андерсена "Олле-Лукойе".



Пивоваров Выпивка и закуска, 2001



Штеренберг, Селедки, 1917



Петров-Водкин, Селедка, 1918
____

Да, ещё. Не поняла принципа отбора работ.
Почему-то обойдены натюрморты всех передвижников, а они интересны. Особенно, когда видишь интимные работы, помня, что, в основном, художник прославился в других направлениях.

Про всяких там Бубновых валетов, Мир искусства и т.п. даже говорить нечего - их там нет.
Весь советский период - просто пролетели. Чуток есть современных художников, выбранных по не совсем ясным принципам.
А, вспомнила: есть там Купчиха Кустодиева (можно подтянуть к натюрморту, поскольку сие явно не портрет), а еще, именно портрет Ивана Кулибина 1820 года руки П.П.Веденецкого (то есть посмертный, не с натуры. Ведь годы жизни Кулибина: 1735-1818) - может, поэтому попал в мертвую натуру...
Ощущение: главное, чтоб костюмчик сидел.

Всё. Хоть и сумбурно, но что хотела, описала. То есть трех веков русского натюрморта там нет. Выставку я, тем не менее, считаю любопытной и посетибельной.

святое искусство, выставки, художники

Previous post Next post
Up
[]