К "нетипичным" для меня темам я отношусь с большой опаской. Всегда мучают сомнения: а вдруг не получится хорошо написать? На этот раз задание от редактора было следующем: осветить празднование 45-летия со дня основания военного училища в Донецке. Сегодня звонил один из выпускников этого учебного заведения, благодарил статью:))) Мелочь, а приятно:)
Плац собирает друзей
В Донецке отметили юбилей военного училища
14 июля на плацу донецкого военного лицея собрались десятки мужчин уже далеко не призывного возраста. Их радость была искренней и яркой: крепкие рукопожатия, дружеские объятия, приветствия раздавались тут и там. Кто-то за эти годы стал сугубо гражданским человеком, а у некоторых на плечах зажглись генеральские звезды. Общие воспоминания роднят этих людей. Чеканя шаг под строевые песни прошлых лет, праздновали 45-летие Донецкого военно-политического училища его бывшие курсанты.
Генерал и его «суворочка»
На встречу выпускников в этом году приехал генерал-лейтенант Владимир Васильевич Беспалов. Он возглавлял училище с 1976 по 1986 годы. Как только старый офицер переступил порог КПП, к нему тут же потянулись его воспитанники и, словно ветерок, пронеслось по плацу радостное: «Батя приехал!»
- Вот видите до сих пор отца тут помнят и ждут, - улыбается его дочь, Светлана Владимировна. - А как отец ждал этой встречи! Сегодня проснулся в пять утра, нагладил себе рубашку, достал мундир, прибрал в квартире. Заметно было, что папа очень волнуется.
- Встать в пять утра не каждому под силу, - отмечаю я.
- Это все военная выправка и дисциплина. Папа до сих пор строго придерживается режима, чтобы успеть все, что задумал.
- С вами он был так же суров? - интересуюсь у Светланы Владимировны.
- Ну что вы, я была у него любимой дочерью. Он называл меня «суворочкой» (так легендарный Александр Васильевич Суворов прозвал свою дочь Наташу. - Прим. ред.). Он никогда от меня не требовал учиться на «отлично». Мне самой было стыдно подвести отца. Я делала все возможное, чтобы папа гордился мной.
Не секрет, что жизнь военного - постоянные переезды и военные городки, однако Светлана Владимировна эти дни вспоминает с улыбкой:
- Где мы только не жили, куда нас только не заносила судьба! Но я не могу сказать, что у меня было несчастливое детство. Я постоянно бегала на какие-то кружки, ходила в театры, на концерты, много читала. Так что могу точно сказать, что не место красит человека!
Сегодня Светлана Владимировна - проректор по научной работе в Донецком национальном университете, доктор физико-математических наук.
- Любовь к науке у нас наследственная. Папа - кандидат исторических наук, преподает в военной академии в Москве, пишет методические пособия. Он так и говорит: «Если не я напишу методичку, то кто? - рассказывает Светлана. - А не так давно он взялся еще и за докторскую диссертацию, причем в чем-то это благодаря мне. «Если ты, Света, защитила докторскую, то и я смогу!», - заявил он. Его уверенности и рвению можно только позавидовать.
Мы вам солдат, а вы нам - чеснок
10 лет, проведенных «у руля» училища, для Владимира Васильевича были одними из лучших в жизни. Правда, после его назначения на должность начальника ДВВПУ это учебное заведение переживало не лучшие времена. Беспалову стоило огромных трудов выбить деньги на ремонт кровли в казармах и строительство столовой.
- При открытии училища только провели косметический ремонт, - вспоминает генерал. - Звоню маршалу войск связи Белову: «Товарищ маршал! У меня очередь курсантов в туалет, две очереди в столовую и не хватает учебных мест». А мне в ответ: «А чего вы ко мне обращаетесь? У меня своих девять училищ и для вас у меня ничего нет». Дальше я позвонил маршалу инженерных войск Аганову. Тот более вежливо говорит: «У меня четыре училища, Военно-инженерная академия и институт, полигон - для вас никаких средств нет». Об этих трудностях большинство тогда не знали, хотя каждый месяц приезжало к нам высокое начальство. Но мы справлялись как-то.
Порой все проблемы училища решались по принципу «бартера».
- Нам звонили из колхозов с просьбой помочь собрать урожай, - рассказывает Беспалов. - При условии, что десять машин колхозу, а две - нам. Мы посылали своих ребят. В отличие от других училищ, которые кормили курсантов только кашами, у наших ребят на столах были овощи: свекла, морковка, капуста, а главное - чеснок! Я сам заставлял всех курсантов есть чеснок, чтобы никакая зараза к ним не пристала.
Никаких драк и сигарет
Не обошлось в его военно-педагогической практике и без курьезов.
- Как-то после курса молодого бойца наши курсанты пошли в увольнение и подрались с местными, - пускается в воспоминания генерал. - Две казармы, узнав об этом, быстро собрались и отомстили обидчикам. На следующий день мне звонит председатель райисполкома: «Курсанты бьют гражданских!» Я их собрал в клубе на воспитательную беседу. Рассказал, как сам дрался, будучи курсантом артиллерийского училища. У меня тогда была поломанная рука, гипс, поэтому нас быстро вычислили. Я сказал ребятам, что мне-то было простительно драться, а им нет, поскольку они - будущие комиссары. И если кто-то посмеет поднять руку на местных, тут же будет исключен. После этого никаких драк больше не было!
Но еще больше Владимир Васильевич Беспалов гордится тем, что ему удалось приобщить ребят к здоровому образу жизни:
- Когда я принял училище, то у меня было 75 процентов курильщиков, а через 10 лет их число уменьшилось до 20 процентов! А секрет успеха прост: мы загоняли курильщиков в резервации, а перед просмотром фильмов запускали ролик о вреде курения и о том, что происходит с легкими людей, которые не расстаются с сигаретой, - делится рецептом генерал.
Афганистан: незнание обычаев
и дубленки по дешевке
В этот торжественный день многие выпускники ДВВПУ получили отличительные награды - афганские кресты.
- Эти памятные подарки были изготовлены специально к юбилею училища, - рассказывает выпускник, а ныне еще и писатель Виктор Иванович Заика. - Их получили достойные ребята, которые вернулись живыми с этой страшной и бессмысленной войны.
Побывал в Афганистане и сам Виктор Иванович. Правда, сегодня о страшных эпизодах он практически не вспоминает:
- Когда мы попали в Афганистан, мы не знали ни их языка, ни обычаев, а уж тем более каких-либо традиций. Однажды я зашел в мечеть, осмотрелся, а там целая стопка Коранов. Вот я и прихватил с десяток. Мне уже потом сказали, что если бы меня кто-то увидел, то расстрелял бы на месте. Для «духов» вера и Коран» - превыше жизни. А я же раздал их на сувениры, даже себе ни одного не оставил.
А еще наши офицеры и солдаты не упускали возможности «отовариться» в горячей точке.
- Во время войны мы получали специальные купоны, на которые могли и покушать, и одеться. А некоторые еще умудрялись «прикупить» одежду и для своих родных. Самым ходовым товаром были дубленки. Правда, тут действовало правило: если женат и есть ребенок, то можешь купить дубленки и им, если нет - то только себе. Я привез жене отличную дубленку. Купил ее примерно за 50 рублей. Она посмотрела, примерила, а потом выдает: «Что-то обновка как-то неприятно пахнет!» Я забрал дубленку, сдал ее в комиссионку, получил 500 рублей, - рассказывает офицер.
И только в конце нашей беседы Виктор Иванович перешел на серьезный лад:
- Афганистан - страшное место, а главное - непредсказуемое. То, что показывают в фильмах, в той же «9-й роте», отчасти правда. Наших ребят кидали в самые опасные места, они погибали, а некоторые расставались с жизнью на подъезде к Афгану или уже по дороге домой. Это на самом деле страшно, и об этом нужно помнить.