Jan 22, 2011 21:50
24 сентября в продажу вышел новый альбом московской панк-группы «Тени Свободы». Мы решили взять интервью у вокалиста и идейного вдохновителя группы Ивана Глобина. Беседа получилась долгой и насыщенной совершенно разными вопросами: от политики и социальной сферы, до собственно музыки. Диск получил название «Клуб Здоровья».
- Называется он так по одной из песен, которая, как мне кажется, неплохо обобщает смысловую составляющую всего альбома. Ещё это отсылка к роману Джорджа Оруэлла «1984», где в крайне тоталитарном обществе всех обязывали делать утреннюю гимнастику. Сегодня, включив телевизор, можно увидеть очень много похожего: зрителя настраивают на то, что надо развивать спорт, развиваться самому в этом направлении, быть «хорошим мальчиком», желательно, не пьющим, не курящим и т. д. Призывают к здоровому образу жизни, забывая при этом об одном - что надо развивать мозги, думать головой и не «глотать» всё, что в неё сыпется. А сыпется в неё очень много всякой грязи. И ведь, что парадоксально, о здоровье наших мозгов почему-то мало кто думает, наверное, оно не так важно. И все, вроде как, здоровы, бодры и веселы, а на самом деле всё в полном упадке.
- Это кому-то выгодно? Или может это просто тренд?
- Выгодно это власти. Тем, кто пришёл к ней не совсем законным путём, и тем, кто хочет добиться того, чтобы у нас и дальше к власти можно было прийти только таким образом. Тем, кто хочет сохранить власть.
- Раз уж мы коснулись темы власти, то немного обобщим. Как ты думаешь какие есть тенденции в политической и социальной жизни страны?
- Разные есть тенденции. И хорошие, и плохие. Плохие заключаются в том, что создаётся всё больше законов, вносящих всякие ограничения и по кусочкам откусывающих у нас права. По чуть-чуть, по чуть-чуть, чтобы не было заметно и не сильно раздражало. Но есть и тенденция позитивная: мне кажется, люди всё больше активизируются. Потихоньку, то тут, то там, всё больше понимают, что неправды очень много, и надо уже начинать как-то себя защищать. Я думаю, это уже очевидно даже для самых упёртых. Особенно после летних пожаров. Люди только сейчас начинают осознавать, что никто за них и для них ничего не сделает. Митингов становится больше, и они сами становятся больше. Но, повторюсь, тенденции разные.
А политической жизни у нас нет. Политик для меня это тот, кого избирают люди. Избрание даёт ему право принимать решения, за которые он потом перед избирателями будет отчитываться. Для этого нужны свободные СМИ и политическая конкуренция. И если политик проваливается, право принимать решения через народ переходит к оппозиции. Есть у нас хоть что-нибудь из этого? У нас партия власти ни перед кем не отчитывается, избирает сама себя и просто не может отбиться от благодарностей. И власть передаётся другими механизмами, закулисно. Поэтому жизни политической у нас нет, а внутрипартийная какая-то возня из серии «того-то назначили, того-то сняли», это какие-то околобандитские разборки, к которым мы с вами никакого отношения не имеем.
- Есть ли какой-то выход из этой однопартийности, на твой взгляд?
- Конечно, только от народа зависит, как он хочет жить. Свободу не дают как подарок, её берут. Если народ будет требовать, он получит. Если на митинге будет не 100 человек, а несколько тысяч, то это слово будет иметь силу. Всё ТОЛЬКО от нас зависит.
- 10 октября в стране во многих регионах состоялись выборы. Как ты считаешь, вообще стоит на них ходить?
- Я в первую очередь считаю, что стоит задуматься над тем, "а стоит ли мне ходить на эти выборы"? Могу только за себя говорить. Я бы не пошёл. По простой причине: среди баллотирующихся кандидатов нет тех, за кого хотел бы голосовать, а графы "против всех" нет. Это какая-то дурацкая игра по чужим правилам, в которой ты находишься в идиотском положении. Но это не значит, что нужно включать фатализм, и говорить: «Ааа, пошли они со своей политикой, всё равно будет чёрт знает что». Мы только своей пассивностью и трусостью добились того, что у нас сейчас такие выборы - партия власти и партии прикормленные устраивают этот спектакль для себя, для дурачков и для запада. Вместо посещения этого театра намного полезнее сегодня поднимать "запретные" вопросы везде, где только можно. В реальной жизни, в интернете. Мы, вот, в творчестве стараемся (хотя в нём могло быть намного больше конкретики).
- Если говорить конкретно о творчестве, то альбом начинается с настройки, какой смысл был вложен в это интро?
- Смысл настройки в словах, которые звучат во время неё. Это коротенькие цитаты, выхваченные из телеэфира. Все они, если не ошибаюсь, принадлежат «Единой России». Звучат слова, О том, что "в предмет биологии и в другие общественные науки надо продвигать духовно-нравственные основы, которые были всегда присущи нашему обществу". Ещё там была цитата про то, что надо сделать религию обязательным школьным предметом, а также о том, что дискуссии на историческую тему в школах - вещь опасная, можно заработать себе "раздвоенное сознание". Это клуб здоровья такой, понимаете? Не дай бог вам заразиться раздвоенностью сознания и впустить в голову больше одной точки зрения по каким-то важным для национального сознания вопросам.
На обложке нашего нового альбома есть фразы "Школа - не место для дискуссий", "Институт - не место для дискуссий", "Парламент - не место для дискуссий". Все эти милые фразы представителей «Единой России», услышанные мной в разное время.
- Последний трек сильно отличается от всего альбома, само его название говорит об этом. Ты веришь в то, что всё в нашей стране ещё будет хорошо?
- Ну там не про страну, там про каждого из нас. Про то, что нельзя давать гопнику в себе брать верх, позволять ненависти руководить собой.
А в нашей стране всё когда-нибудь будет хорошо. Но не факт, что мы это застанем. Она просто должна эволюционировать. Остаётся надеяться только, что она не развалится до этого.
- Какова на твой взгляд ваша аудитория? Кто приходит на концерты, кто слушает диски?
- Лучшей характеристики, чем "простые люди", я для них не могу подобрать. Очень часто слышу, что нас любят люди, которые "вообще-то не слушают панк". Мне, если честно, это нравится. Я никогда не писал песни для кого-то определённого, для какой-то тусовки или течения. Я бы даже сказал, мы стараемся избегать вклинивания в любые "тусовки", потому что люди в них очень часто тебя оценивают с позиции: «А насколько ты соответствуешь этому течению вот в этом-то? А вот в этом? Тру или не тру?» Наше дело - песни писать, чтобы они нравились. А какие там причёски у них, какие лозунги, и что ещё они слушают, совершенно всё равно. Главное, чтобы они не были дураками и старались быть думающими людьми. И насколько я могу судить по концертам и общению в сети, так оно и есть.
- Сильно ли изменилась группа «Тени Свободы» и её взгляды на мир за период существования?
- Группа изменилась сильно, прежде всего, потому что состав менялся, остался только я. А если говорить о каком-то идейном стержне, то он сильно связан с переменами во мне, поскольку я пишу тексты. Мои взгляды по ходу моего взросления постоянно меняются. Они где-то обретают форму, где-то усложняются, где-то упрощаются. Но как бы то ни было, группа всегда была, есть и будет средством выражения этих взглядов, способом поделиться размышлениями по мере перемен и новых открытий.
Но если конкретизировать, то есть одна сильная, значительная перемена. Нас иногда называют "антиамериканской" группой из-за песни "Я надеюсь", а также "Буша", которого мы не играем уже очень давно. Я бы сказал, что писать несколько лет назад песню "Я надеюсь", гнать на американское правительство (пусть и далеко не святое), для нас, людей, живущих, в общем-то, в России, это по меньшей мере глупо. У нас разве нет своего правительства со своими бомбами, госкорпорациями, нефтью и ущемлением прав людей? Почему-то раньше это не было центром моего внимания. Сейчас именно это стало центром, а петь "Я надеюсь" уже как-то странно. Не хочется быть глашатаем чьей-то ненависти к США. Не хочется разжигать эту ненависть, поскольку, объективно говоря, они живут на порядок лучше нас, намного больше уважают права своих граждан и всё в таком роде. И не стоит строить из себя святых, мы делаем порой вещи и похуже, чем они в Ираке. Чего толку гнать на беспорядок в доме соседа, когда твой собственный дом разваливается вообще. Возможно, в этой песне стоит немного изменить слова и перепосвятить её "нашей" элите.
- Хорошая идея с песней. Вообще протест свойственен панк-року, а какой смысл ты вкладываешь в это понятие?
- Для меня это попытка жить своим умом. Критичное отношение к поступающей информации. Мне неинтересен протест ради протеста, я даже могу в каких-то ситуациях плыть по течению со всеми. Но плыть просто так, потому что все плывут, и плыть со всеми, поскольку ты подумал над этим и решил, что так лучше - вещи разные. Панк-рок - это вопросы в тех местах, где их быть не должно, где ни у кого их, как правило, нет. - Какая у вас религия? / - Вот такая-то. - А почему такая? / - А потому что у всех такая, традиция. - А почему бы ей не быть не такой? / - А почему бы волосам не быть зелёными?
Какие-то такие вещи, больше на ощущениях, связанные с вопросом "а почему бы не...?"
Когда мы живём по-писанному, не задавая вопроса "а почему так?", мы как бы убиваем в этом вопросе свою личность, выключаем её, отбираем у неё право как-то распоряжаться своей жизнью в том конкретном вопросе, от обдумывания которого мы отказались. А ведь жизнь у нас одна, и она никому не должна принадлежать, кроме нас. В этом смысле панк-рок - это интерес к своей жизни, стремление жить самостоятельно, опираясь на свои, полученные в результате познания и задавания вопросов, принципы, это стремление быть личностью.
Тени Свободы,
музыка,
Иван Глобин