Sensory Integration and the Child

Nov 04, 2013 13:18

Оригинал взят у mommyrox в Sensory Integration and the Child
Ребенок и сенсорная интеграция, Джин Айрес - чрезвычайно полезное чтение. Книга мне объяснила разные странности и особенности в поведении моих детей не с точки зрения "ах, да все дети разные", а с точки зрения неврологии, работы мозга и нервной системы, но на очень доступном и популярном уровне.

Айрес выдвигает идею о том, что равновесие нервной системы человека зависит от того, насколько хорошо его мозг способен воспринимать сигналы из внешней среды и адекватно реагировать на них. Она выделяет несколько базовых систем (по типу обрабатываемого сенсорного сигнала), которые наиболее критичны для развития человека, каждую из них рассматривает в связи с остальными, а также исследует к каким последствиям приводят нарушения в обработке сигналов этими системами. Но на этом не останавливается, а дает практические рекомендации, что с этим делать в первую очередь родителям, и приводит многочисленные примеры. Базовых систем три:

Вестибулярная система: Айрес называет ее главной, формирующей фундамент отношений человека с силой тяжести и окружающим миром. "Активность вестибулярного аппарата задает рамки всему остальному нашему опыту и "настраивает" всю нервную систему на эффективную работу." Получает сигналы от внутреннего уха.

Тактильная система: Самая большая сенсорная система, сильно влияет на поведение человека, от нее зависит чувство безопасности и уверенности в себе. Получает сигналы от кожи.

Проприоцептивная система: Помогает нам двигаться, управлять своим телом. Получает сигналы от мышц и суставов.

На основе этих трех сенсорных систем, а также зрительных и слуховых сигналов развиваются более сложные функции, такие как координация обеих сторон тела, двигательное планирование, концентрация внимания, эмоциональная стабильность, речь и язык, координация глаз-рука, зрительное и слуховое восприятие, способность к самоорганизации, самооценка, самоконтроль, способность к абстрактному мышлению, специализация полушарий мозга и т.д.

Соответственно и нарушения в обработке сенсорных сигналов приводят к множеству проблем, таким как гиперактивность, нарушения развития речи, трудности при обучении чтению и письму, тревожность, плохое поведение, нарушение координации.

Айрес пишет, что нервная система таких детей несбалансирована, неорганизована, т.к. сенсорные сигналы не достигают нужных уголков мозга, и ребенок не может выработать соответствующий адаптивный ответ на этот сигнал. К каким-то сигналам такой ребенок излишне чувствителен, к каким-то не чувствителен совсем, все это сильно усложняет жизнь и портит настроение и и ребенку, и его близким. Более того, по словам Айрес это не та проблема, из которой можно "вырасти". Поэтому родителям предлагается помочь ребенку организовать нервную систему и поднять самооценку. Так как "Ощущения - это "пища" нервной системы" соответственно сенсорная интеграция (упорядочивание обработки сенсорных сигналов) происходит посредством обеспечения ребенку такой активности, которая "кормила" бы его сенсорные системы, что в конечном итоге приводит к формированию нужных нейронных связей в мозгу.

К счастью, у большинства детей имеется мощное внутреннее побуждение делать именно то, в чем нуждается их нервная система, и от этих занятий они испытывают удовольствие. Говоря словами Джин Айрес: "Интересно" - это "детское" определение сенсорной интеграции. и Мозгу только дай возможность, и он организует себя сам.

Это основная теория, а практическое применение я лучше объясню в следующем посте на примере моих детей, тем более, Айрес дает массу рекомендаций для родителей, что делать и как помочь.

Previous post Next post
Up