Я вырос в
небольшом городке с одним музеем на тот момент. Музей был скромным в десяток крошечных комнаток. И от входа до выхода, вглядываясь в каждый экспонат можно было легко пройти за полчаса. Безусловно, школьную экскурсию растягивали как могли. Однако дети ведь сами определяют, что интересно, а что нет.
Всеобщим объектом поклонения было чучело дикого кабана в уголке родной природы. Секач возвышался на постаменте и от этого для детворы казался не иначе, как самим мамонтом. В честь признания его величия каждый пытался себе взять на память клок его шерсти. Таким образом кабан лысел с «лицевой стороны». Его, конечно, периодически «латали» имплантатами чужой шерсти, но процесс массового хищения кабана остановить было нельзя.
Второй объект привлекал лишь мальчишек. Это был настоящий самурайский меч - катана! Попал он в наш город путем дарения между дворянами в знак признательности. Хотя любой мальчишка с удовольствием бы послушал историю, как создавал этот меч кузнец в заброшенных горах для отмщения злому шогуну. И как потом, одинокий ронин нанизал на эту штуковин пару миллионов ниндзя и плохих самураев. А в конце истории, в тяжелейшем бою на краю пропасти ронин таки победил злого шогуна.
Но все экспонаты описывались энциклопедически, что доказывало абсолютное непонимание взрослых, как нужно детей заинтересовывать историей.
Моему отцу повезло больше. Он родился в 1948. Все детство с друзьями находил на отмелях
речки монеты и оружие разной кондиции. А в третьем классе маленький Валера Кравченко участвовал в раскопках городского кургана и нашел каменную иконку Спаса Имануила XII века. За эту реликвию археолог, руководивший раскопками, получил Ленинскую премию, а батя 3 рубля вознаграждения. Сейчас она хранится в музее Академии Наук.
То есть историю можно было самим «подержать» руками, в отличии от наших времен. Интересно, сейчас можно обычному человеку поучаствовать в официальных раскопках на территории Беларуси?
Однако даже сейчас, в Минске появляются возможности познакомить детей с историей чуть ближе, чем прочитав учебник. За последний месяц мне удалось побывать на двух подобных мероприятиях .
Первое - это масштабная
программа Национального музея Беларуси по вовлечению детей и взрослых к знакомству с историей. Условно ее можно разделить на три части - специальный детский ежемесячный исторический
журнал «Музейные путешествия», регулярные интерактивные экскурсии и увлекательный семейный квест по музеям г. Минска.
С журналом все понятно - читаем познаем. А вот детские экскурсии впечатлили. Ребят будут пускать в хранилища музея, показывать экспонаты, которые не выкладываются в залы и даже давать подержать сокровища в руках! С квестами также интересно - скачиваешь приложение, гуляешь по городским музеям, отгадываешь загадки, спрятанные в экспозициях, а заодно узнаешь об истории много нового. Я, например, никогда не думал, что музей кино настолько интересен. В целом - два часа увлекательных «казаков-разбойников» гарантированы!
Второе - это экскурсии по улицам Минска в компании с экскурсоводом
Павлом Дюсяковым. Никогда бы сам не поверил, что прогулка по Минскому центру будет настолько увлекательна. Павел не только рассказывает и показывает на фото, как менялся город. Он знает массу увлекательных историй о столице. Например, что в Минске останавливался Стендаль и Конан Дойль ( даже рассказ у него есть про Минск), о глобальном теракте на Новый год 1946 и как экономия на строительстве городской ратуши вышла боком местному управлению. Или насколько многоэтажное еврейское кладбище в Минске? где прошел первый на территории СНГ самый массовый политический съезд? И из чего сделан пьедестал , на котором стоит памятник Ленину на одноименной площади?
Думаю, что после его экскурсий ваши дети смогут поставить в тупик даже своих учителей истории. Так что искренне рекомендую в какой-нибудь выходной день сходить на любую экскурсию Павла.
В наше время малореально найти бивень мамонта, вскапывая огород на даче. Но узнать свою историю лучше, не копаясь в пыльных энциклопедиях, вполне по силам.