Моя колонка № 7, 2014. "Фотософия мысли".

Feb 19, 2014 03:26

На стене - календарь с видом старой Москвы. Тверская, кучер, сани. Так и слышишь, как полозья скользят да поскрипывают, как лошади фыркают и веско стучат об лёд копытом, превращая его в крошку. А когда-то ведь действительно был февраль 1914 года. И что такое столетие? Всего лишь 36 500 суток.

Однако мы с вами даже ещё не жили в первом из дней этого условного, и такого короткого века. Зато, благодаря опыту и наследию предшественников, можем этот недавний отрезок истории вполне изучить, представить себе, осмыслить. Он от нас - на расстоянии вытянутой руки. То есть - нескольких поколений наших родных. Их объятия многие из нас, быть может, до сих пор ощущают, помнят тепло. Их улыбки на добрых лицах, этих печёных яблочках, берегут в душе, словно драгоценности. Живая, чувственная связь между нами ещё не нарушилась, не истончилась. Она пульсирует тонкой жилкой. Она утробно ухает где-то в глубине. В самом нутре.

Но если письма, книги, пожелтевшие газетные страницы, источающие странный сладковатый аромат старины - это всё свидетельства буквенные, и потому могут быть сколь угодно пространны и уводить читающего в дальние субъективные дали, то фотокарточки - всегда лаконичны и достоверны без излишеств. Они по-своему скупы, но это отнюдь не мешает им быть и вместе с тем необычайно наполненными. Потому что фотография - объективна. При всей её простоте - реальность положили под копирку - это правдивый и многосложный отпечаток того, что когда-то для кого-то было загадочным «здесь и сейчас». Если задуматься, это же поразительно: иметь возможность собственными пальцами перебирать воспоминания, вглядываясь в то, чего больше нет и никогда не повторится. Но все мы сегодня рискуем стать жертвами чрезмерности.

Знаменитая Сьюзан Зонтаг, американская писательница, режиссёр, художественный, театральный и кинокритик, лауреат множества международных премий, ещё тридцать лет назад утверждала, что широкое распространение фотографии постепенно приводит к установлению между человеком и миром отношений «хронического вуайеризма». «Фото - это тонкий ломтик и времени, и пространства. Желание подтвердить реальность и расширить опыт с её помощью - это эстетическое потребительство, которым сегодня заражены все. Малларме, самый логичный эстет XIX века, сказал, что всё на свете существует для того, чтобы в конце концов попасть в книгу. Сегодня же всё существует лишь затем, чтобы стать фотографией».

Рабочее, Колонка в журнале, ГлухоМань, Я пишу

Previous post Next post
Up