Колонка № 10: "Ампутация души".

Mar 26, 2013 02:49


Живу со стойким ощущением того, что нам с вами - зрителям, слушателям, читателям, через все существующие виды искусства проводят плановую операцию по ампутации души. Отрезают медленно. Смакуя процесс. По кусочку, по чуть-чуть. Правда, с наркозом. Потому что, когда понемногу, да ещё и без явной боли - тогда подопытный не сопротивляется, ведь для него всё, вроде бы, происходит незаметно. Атрофия чувств наступает как-то сама собой, естественным образом. Так, мы все становимся ещё капельку равнодушнее и циничнее, более жёсткими и жестокими. И нисколько этому не удивляемся.

Границы добра и зла потихоньку делаются всё размытее, и вот, нас уже почти не смущает и не возмущает, к примеру, то, что голливудские мастаки приступили к съёмкам такого фильма, как «Ребёнок 44», сюжет которого хоть и перенесён в 1950-ые годы, основан на истории маньяка Чикатило. А что? Ну, появится ещё один «захватывающий триллер», почему бы, собственно, и нет. И неважно, что, по сути, в нём будет увековечено чудовище, чьё имя, откровенно говоря, нужно из памяти вымарать. Прекрасные актёры Гэри Олдмэн и Том Харди, вне всякого сомнения, будут отчаянно хороши в ролях советских милиционеров, а тот, кто сыграет самого серийного убийцу - пока это тайна - после выхода картины в прокат проснётся в зените славы.

От американских коллег не отстают и англичане. Дэвид Грейг, британский драматург, написал мюзикл «События» - только вдумайтесь! - по мотивам совершённого норвежским террористом Андерсом Брейвиком массового убийства в молодёжном лагере на острове Утойя. Репетиции в разгаре. Произведение было создано с целью «исследовать границы человеческой эмпатии и проанализировать реакцию общества на трагедию». Действительно, что как не развлекательное шоу поможет выяснить и осознать, насколько исковерканными оказались судьбы многих сотен людей, родственников тех, кто погиб от рук психопата, и каким сильным был шок всего мира вообще.

Не спорю: искусство призвано, в том числе, прославлять выдающихся представителей эпохи. Но становится очень не по себе от той подмены понятий и смыслов, которая сегодня происходит. Оба упомянутых подонка, увы, свой след в истории оставили. Смрадный, грязный, кровавый. Так к чему же мешать песку времени заметать следы этих ничтожеств и придавать их заслуженному забвению? Нужно ли делать имена подобных «героев наших дней» частью культуры?

Рабочее, Колонка в журнале, Я пишу

Previous post Next post
Up