"Феллини. Гранд-парад", Наш материал "по мотивам" :)

Mar 14, 2011 04:55



В российской столице в рамках перекрёстного года России и Италии открылась грандиозная выставка «Феллини. Гранд-парад». Кураторами впечатляющей экспозиции, которая разместилась в новом Мультимедиа Арт Музее на Остоженке, предпринята попытка хотя бы немного приблизиться к пониманию того, кем был и в чём черпал вдохновение величайший режиссёр XX века, чьё имя стало нарицательным.


Предвкушение праздника жизни и ощущение горечи его послевкусия - это лишь немногие из оттенков тех чувств, что рождаются при соприкосновении с миром гениального Мастера. Уникальная выставка раскинулась сразу на двух этажах и состоит из четырёх разделов, в каждом из которых разворачиваются независимые истории. Здесь нет места чопорности и официозу. Кажется, режиссёр говорит со зрителем на «ты» и без стеснения позволяет заглянуть в самые потаённые уголки своей души. Во всём этом великолепном разнообразии - а зачастую и в безобразии (чего только стоят весьма «откровенные» иллюстрации из личной феллиниевской «Книги снов», которую он стал вести по настоянию психоаналитика Эрнеста Бернхарда!), несложно затеряться. Это действительно «Гранд-парад» - образов, смыслов и чувств, расплесканных без остатка. Но в феллиниевскую реальность захватывающего зрелища погружаешься с восторгом. Иногда это зрелище вульгарно и примитивно, зачастую - гротескно, невероятно и нелепо, уморительно, но почти всегда - упоительно соблазнительно. И сопротивляться этому водовороту нет никаких сил и желания.

На экспозиции отражены излюбленные темы Феллини. Это мюзик-холл и цирк, карикатура и романы-фотографии, притягательный и непостижимый «многогранник» по имени женщина, морские чудовища и рок-н-ролл, двусмысленность религиозного чувства, кураж и виражи воображения, психоанализ и сны, отношение к средствам массовой информации - любовь к газетам и журналам, отвращение к телевидению и рекламе (при том, что сам Феллини был участником трех рекламных кампаний!) и многое-многое другое... Представлены фотографии, рисунки самого Феллини, журналы и афиши, а также отрывки из фильмов, кинопроб, любительского кино, хроник того времени и интервью. На одном экране - зажигательные танцы из «Огней варьете», на другом - кадры из оскароносного «Амаркорда», на третьем - поцелуи пышногрудой красавицы Аниты Экберг и денди Марчелло Мастроянни из той самой «Дольче виты», то есть, «Сладкой жизни». Кстати, заметим, что этот культовый фильм Федерико Феллини подарил журналистскому сообществу слово «папарацци» - ведь именно такова была фамилия героя Мастроянни. Ну а сцена «купания в фонтане», ставшая в своё время воплощением сексуальности и разгула, вошла в топ 100 лучших сцен в истории кино.

Картина «Сладкая жизнь», вышедшая на экраны в 1960-ом году, легендарна не только сама по себе, но и теми слухами, которыми обросла за прошедшие полвека. Согласно одному из них, Феллини снимал свою «Дольче виту» ещё в марте, и роскошной Экберг пришлось «купаться» в ледяной воде. Между тем, актриса, как говорится, и бровью не повела, а вот Мастрояни постоянно прикладывался к алкоголю, причём, заправлялся именно водкой. А ещё, но уже в противовес предыдущему слуху, рассказывают, будто знаменитый римский фонтан Треви, в котором и разворачивалось всё это «безобразие», был вовсе не настоящим фонтаном, а искусно собранной в студии моделью...

Вообще, вся жизнь Федерико Феллини была соткана из мифов и легенд. Уже лишь беглое знакомство со статьями и эссе о нём обнаруживает множество противоречий. И, прежде всего, причина этого кроется в самом Феллини. В его склонности к мистификациям, гиперболам, мифологизации собственной жизни и событий вокруг себя. Известно, что он сам, не таясь и не стесняясь, называл себя сказочником и даже лгуном. Такова была природа его невероятного художественного дарования. Недаром говорят, что каждый действительно большой художник рождается с чувством вечности и творит свой миф, понимая, что ничего долговечнее мифа не существует. Так, например, Феллини часто рассказывал, как в раннем детстве сбежал из дому и прибился к бродячему цирку, в то время как его мать утверждала, что ничего подобного не было и в помине. Любил Феллини настаивать и на своем «безмерном невежестве», на «трех прочитанных книгах», далее которых он «не продвинулся», тогда как его многочисленные интервью свидетельствуют о противоположном. С уверенностью можно говорить о том, что Феллини был основательно знаком с работами Платона и Данте, Льва Толстого и Достоевского, Фрейда и Юнга. В этой связи литературоведы любят напоминать о том, как Феллини рассуждал о жилетах, которые носил Гоголь и персонажи его произведений - ну как можно заподозрить в поверхностном чтении такого человека?! Однако режиссёр хотел слыть вольным стихийным художником, самородком, и поэтому ткал свой миф всю свою жизнь. Так что, как иронизируют некоторые кинокритики, о Феллини доподлинно известно только то, что он родился 20 января 1920 года в Италии, в приморском местечке Римини.
























Рабочее, Выставки, ФОТОГРАФ www.dubinskij.gallery.ru, Я пишу

Previous post Next post
Up