Перепосты перепостами, только иногда нужно и открытым текстом высказаться. В общем, да простят меня кургинисты, однако я считаю христианство и гностицизм разными сторонами одной медали, частями одного и того же дискурса. Как только появляется идея борьбы Добра и Зла, неизбежно возникновение гностицизма. Про генезис христианства говорить не хочу, ибо и без того всем всё очевидно, но первый зафиксированный случай гностицизма - это именно древний Иран, родина идеи противостояния Добра и Зла.
Поэтому победить гностицизм с христианских позиций невозможно, это как заливать огонь бензином. Преодоление возможно только после ухода от дискурса - мы заявляем, что нет Зла, а существует только Добро и человек, который по-разному позиционирует себя по отношению к Добру.
Как частный вывод: роман "Мастер и Маргарита" не является гностическим, он равным образом противостоит и христианству, и гностицизму. В романе нет противопоставления Добра и Зла - обе силы сотрудничают в целях торжества справедливости. Данный вывод подводит нас ко ключевому понятию славянского язычества - ръта как идея должного порядка. Второй элемент язычества в романе - это главный герой Воланд/Велунд. На самом деле, согласно "Тидрек-саге",
внук конунга Вильтина, прародителя знаменитого в прошлом западнославянского народа велетов. И Булгаков явно знает об этой двойственной славяно-германской природе Воланда: герой книги то иностранец, то не иностранец.
Если не углубляться в подробности, "Мастер и Маргарита" - это гимн славянскому язычеству. Который подсказывает нам выход из гностицизма: нет Добра и Зла, а есть принцип справедливости - что посеешь, то и пожнёшь. Как-то так.