Массовое внедрение в России иностранных имён в 16-19 веках

Sep 22, 2010 13:18

Жаль, что среди русских не принято интересоваться своей родословной. Ведь благодаря этому люди знали бы историю своей страны по первоисточникам, а не из полуфантастических рассказов всезнаек от науки.

Так, мой личный опыт в изучении родословной показал, что, вопреки распространённой официальной легенде о появлении у крестьян фамилий после 1861 года, у всех без исключения моих предков фамилии имелись на 150 лет раньше, уже в начале XVIII века. Речь идёт о 8 фамилиях в двух совершенно разных регионах страны - Пенза и Вятка, так что нет основания считать, что мой случай исключительный.

Ещё обращает внимание настойчивость, с которой в России XVIII-XIX веков давали младенцам еврейские, эллинские и древнеримские имена. У нас принято потешаться над «советскими» именами, появившимися после 1917 года: Авиэтта, Баррикада, Даздраперма, Военмор и т.д. Но разве большевики были первыми? Разве менее комично звучат среди крепостных крестьян российской глубинки XVIII века имена Прокопий, Вонифатий, Феофилакт, Иаков, Иоаким, Авраам, Марк, Илларион, Косма, Юстина, Олимпиада, Акилина, Стефания? Повторяю: это всё примеры реальных имён совершенно реальных людей. Более всего меня поразил пример простого русского человека по имени Иуда Титович. По какой же такой доброте душевной церковный батюшка дал младенцу зловещее имя?

Ещё интереснее наблюдать, когда в одной и той же семье встречаются дети с одинаковыми именами. Два Ивана, два Семёна, две Евдокии, две Анны… и таких случаев много. Вряд ли это происходило по инициативе злых родителей, ведь в быту оно же явно неудобно. Просто священник был не в настроении, открыл святцы - а там день какого-нибудь святого Ивана. Ну и будет младенец Иваном, значит. «Но ведь есть уже один Иван!» - восклицают родители. Тут священник наверняка вспоминает заповедь Христа о любви к ближнему и как гаркнет на родителей со всего человеколюбия…

И ведь нельзя не сказать, что люди совершенно этому не сопротивлялись. Всё равно пытались переиначить непонятные имена по-своему. Наблюдаешь далее судьбу младенцев по переписям и замечаешь, как Малахия незаметно превращается в Малафея, Мефодий в Нефёда, Евгений в Евстигнея, Косма в Кузьму, Евдокия в Авдотью, Юстина в Устинью, Феврония в… Ховронью (прости господи!), Лукреция в Гликерию, Ксения в Аксинью, Агриппина в Аграфену и даже вроде безобидная Ирина - в Арину.

Принято восторгаться тем фактом, насколько России «повезло» с тем, что ей перепала участь принять крещение от православной церкви, а не какой попало католической. Но вот давайте посмотрим: те славянские страны, что приняли католичество - Польша, Чехия, Хорватия - во многом сохранили национальную идентичность, несмотря даже на длительное вхождение в состав неславянских государств. Имена там у людей - славянские, названия месяцев - славянские. А вот России, которой якобы так «повезло» с православием, не повезло с сохранением национальной идентичности.

Нет, ну много раз в истории бывали случаи, конечно, когда люди в знак уважения к каким-то конкретным иностранцам давали детям их имена, чтобы вместе с именем ребёнок унаследовал и качества его носителя. Так, наличие среди остготских королей носителей явно славянских имён Витимир, Валамир, Теодомир, Видимир можно объяснить именно таким культурным заимствованием, проявлением со стороны остготов уважения к каким-то неизвестным уже сейчас славянским героям. Такая традиция дожила и до сегодняшнего дня. Так, в имени Эдсела, сына знаменитого Генри Форда, угадывается… гуннский вождь Аттила (вероятно, Форд был поклонником «Песни о Нибелунгах»).

Но это всё на индивидуальном уровне. А вот чтобы на массовом уровне, в конвейерном порядке… Кто же этот урод, что придумал вытравить из русских национальную память, променять уважение к предкам на преклонение перед чужими, далёкими и непонятными евреями, эллинами и древними римлянами? Ведь неужели кто-то способен подумать, что православный священник, давая младенцу громкое имя Иуда, на своём индивидуальном уровне руководствовался уважением к одноимённому персонажу христианской мифологии? Нет, здесь речь не об индивидуальных проявлениях чувств, а именно о бездушной системе.

Вот здесь можно почитать познавательную статью М.Б. Оленева, из которой следует, что если ещё во времена Ивана Грозного во второй половине XVI века многие русские носили славянские имена, то при Михаиле Фёдоровиче славянские имена уже почти не встречаются. То есть в течение первых 600 лет с момента крещения Руси славянские имена вполне устраивали православную церковь. А вот затем случилось нечто…

По мнению г-на Оленева, искомое нечто носило имя митрополита Макария (1542-1563), Благодаря оному на Руси завелись Четьи-минеи, выдержками из которых и являются святцы, а уже по святцам давались имена младенцам. На этом вклад Макария не исчерпывается: митрополит поставил на поток канонизацию русских святых. Ведь надо же о ком-то в Четьях-Минеях писать? Уже в первые 7 лет занятия им кафедры церковь обрела аж 30 святых! Вот что пишут по этому поводу учёные: «Массовая фабрикация святых в середине XVI в. вызвала недовольство в народной средне. Возникали сомнения в святости тех или иных епископов и игуменов, которые сохранились в памяти народной как захватчики крестьянской земли, угнетавшие население поборами, известные своими разгульными пирами...» (Русское православие: вехи истории / Научн. ред. А.И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989. С. 115).

Такие уж ангелоподобные люди стояли за этой инициативой. Фальсификаторы, канонизировавшие разбойников и развратников в рясе. И вот какое любопытное совпадение: Макарий немало способствовал браку Ивана Грозного с Анастасией Захарьиной-Юрьевой. Событие произошло в 1547 году, именно с этого года и начинается компания по массовому производству русских святых. А когда на трон воссел внучатый племянник царицы Анастасии царь Михаил Фёдорович Романов, дело было благополучно сделано - почти все русские носят заморские имена. И при последующих Романовых, вплоть до недоброй памяти Николая II, даже и при якобы «разрушителе церкви» Петре Первом, традиция неуклонно блюдётся. До тех самых пор, пока эстафету не подхватывают Авиэтта, Баррикада, Даздраперма, Военмор…

Хочется закончить чем-то позитивным. Но позитив какой-то… негативный. Вот царь Иван Грозный активно насаждал православие, был очень набожным, при нём развернул свою неприглядную деятельность митрополит Макарий - и в результате династия пресеклась, как сам царь, так и все его жёны и дети были в итоге отравлены. Николай II тоже много дела для укрепления православия, церкви строил и т.д. - династия пресеклась и тоже все убиты. Гитлер внёс немалый вклад в развитие в России православия - и тоже плохо кончил. Нет, я ни на что не намекаю, Боже упаси!

для чтения, язык, россия, история, религия

Previous post Next post
Up