Представьте себе ситуацию: в 1961 году (самый разгар «холодной войны», впереди Карибский кризис) известный французский учёный-психотерапевт начинает у себя во Франции писать книги про то, что психоанализ Фрейда это полная фигня, а вот советская психотерапия - самая настоящая круть! И не только писать это в книжках, но и лекции студентам Сорбонны читать на эту тему.
Представили? Как думаете, какова наиболее ожидаемая реакция Советского государства? Учтём, что работы отца психоанализа не вызывали в СССР ажиотажа, в период 1929-1989 годов они не издавались. В то время как психология на Западе развивалась главным образом с оглядкой на фрейдизм. И тут желаемое коммунистическое будущее внезапно почти наступило: авторитетный французский буржуй начинает ругать Фрейда, петь осанны Ивану Павлову и Константину Быкову.
Казалось бы, Советский Союз должен был раструбить на всех углах о существовании героя-француза. О том, что у советского народа есть на Западе друзья. Издать на русском его книжки тиражом хотя бы в 100 тысяч экземпляров, как это делалось для друзей советского народа
из Алжира.
Но нет.
В советское время книжек его ни разу не издали. В послесоветское - тоже (только упомянутые лекции для Сорбонны в составе сборника). В энциклопедиях не пишут про него. Поэтому вам вряд ли скажет о чём-нибудь его имя - Робер Дезуаль (да и вряд ли что-то скажет имя Быкова, чего уж?).
А вот имя немца Ханскарла Лёйнера - совсем другое дело. Основатель символдрамы, биографическая статья в «Психологическом лексиконе». В отличие от Дезуаля.
Хотя символдраму создавали оба, причём француз опередил на 16 лет. И в авторитетном «International Dictionary of Psychoanalysis» про Дезуаля как раз имеется статья, а про Лёйнера нет.
Хочешь не хочешь, а после такого начнёшь верить в теории заговора. Тут уж поневоле вспомнишь, что Союз - это типичное название британских доминионов (Австралийский Союз - 1910 год, Южно-Африканский Союз - 1910, Индийский Союз - 1947). И эмиграцию дочери Сталина в 1967 году. И так далее.