Хуже, чем преступление

May 03, 2014 19:02

4 года назад слушал на Большой Ордынке это выступление и недоумевал: все ждут вторую фазу кризиса в 2011 году, ну максимум под президентские выборы в США в 2012-м, а человек говорит про какой-то 2014-й. До него же дожить ещё надо! И вот, дожили... докладчик оказался абсолютно прав. А коли кризис на дворе, то ущерб от дилетантов становится особенно велик.

Вот в Одессе заживо спалили 30 человек. Кто виноват? Помимо очевидных ответов, дам ещё не очень очевидный. Не в последнюю очередь виноват и дилетант, писавший: " Мне постоянно говорят: там (не за морем и не за океаном, а ТАМ, на Восточной Украине) очень много наших патриотов, и мы не можем бросить их на произвол судьбы. Согласен. Если это правда и если ТАМ их много - то тем более, чего мы так волнуемся? Значит, нечего переживать, если ТАМ много наших патриотов. Если они есть и если их много, то они должны рискнуть своей жизнью так же, как рискнули своей жизнью наши ребята, когда восстали против режима, вооруженного до зубов. Дорогие наши восточные немцы, выйдите и рискните!!! Или, может, вы снова ждете, чтобы ребята из Галичины будут освобождать вас из-под кремлевского сапога?" Ну что же, вышли и рискнули. Теперь их убивают, в отличие от крымчан. Почему результат оказался закономерным? Попытаюсь объяснить.

По понятным причинам практические моменты организации той же Октябрьской революции, например, широко не обсуждались. Если бы обсуждались, следовало сказать, что занять почту, телефон и телеграф - это всего лишь пункт плана номер 2. А пункт номер 1 - это перетягивание на свою сторону армии. Ведь сам тов. Троцкий вполне откровенно указывал, что "вооружённое восстание совершилось в Петрограде в два приёма: в первой половине октября, когда петроградские полки, подчиняясь постановлению Совета, вполне отвечавшему их собственным настроениям, безнаказанно отказались выполнить приказ главнокомандования, и 25 октября, когда понадобилось уже только небольшое дополнительное восстание, рассекавшее пуповину февральской государственности." Красноречиво, правда? Знаменитые режиссёры снимают блокбастеры про штурм Зимнего дворца, в то время как для одного из организаторов это лишь "небольшое дополнительное восстание".

Теперь про Крым и Украину. Местные кургинисты в феврале месяце подзуживали меня: мол, Украина поднимается, сейчас поедем воевать, а ты сиди и дальше на диване, кухонный аналитик. На что кухонный аналитик - тогда, в феврале ещё! - ответил в таком духе, что по Крыму изменение юридического статуса территории вполне вероятно, ведь там находится Черноморский флот, а вот по востоку Украины шансов мало. Почему оказалось, что 2 месяца назад я как в воду глядел? Я исходил из того, что Украина такому политику, как Путин, не нужна (молчу уже о Приднестровье). Возможно, как человеку нужна, но как политику нет. Иначе там самое позднее с 2010 года сидел бы ориентированный на Москву президент, и ни о каких бандеровцах никто бы слыхом не слыхивал. Но вот с Крымом сложилась ситуация, когда пропагандистский эффект от Олимпиады был нивелирован позором в Киеве, и обитателям Кремля могла показаться выгодной маленькая победоносная война. Наличие Черноморского флота легко позволяло использовать недовольство крымчан для возвращения рейтинга ВВП на "законные" позиции (о "Южном потоке" я тогда не знал). Следовательно, выступления севастопольцев сами по себе не стали причиной смены власти, они стали предлогом для появления "вежливых людей", без которых митингующих просто раскатали бы по площади.

Георгий Малинецкий, на выступление которого я дал ссылку в самом начале, любит говорить о том, что есть проблема выбора оптимального горизонта прогнозирования. Мол, решение, которое кажется наилучшим в краткосрочной перспективе, может оказаться плохим в среднесрочной и т.д. Крым является хорошим тому примером. Цель заварушки на Украине читалась тогда же, ещё в феврале: втянуть Москву в разборки с украинцами. И благодаря присоединению Крыма она была легко достигнута. Любые решения Кремля после этого стали заведомо плохими.

Естественно, пример Крыма воодушевил население других областей Украины. Естественно, Москву это воодушевление нисколько не воодушевило. Повторяю, что политику по фамилии Путин не нужна Украина, а в нынешнем революционизированном виде тем более. Он сейчас больше беспокоится о том, чтобы обычай захватывать администрации областей не пересёк российскую границу. Поэтому восставшие регионы предоставлены самим себе, и их медленно раскатывает армия.

С другой стороны, бросить их на произвол тоже нельзя после Крыма. Тупик. Да ещё американцы подзуживают своими санкциями: ну что ты ждёшь, уже ведь нечего терять, давай, вперёд на Киев! А введёшь войска, так дополнительно прижучат, да и армия, чего доброго, подхватит украинскую заразу - и сюда её, в Россию! Самое очевидное решение - помогать исподтишка с выходом на федерализацию. Американцы это понимают, поэтому событиями вроде пожара в Одессе сознательно загоняют в угол, чтобы повода отсидеться дальше не было.

Что же дальше будет? Поскольку присоединение Крыма стратегический уровень наших манштейнов и гудерианов вполне продемонстрировало, надо ждать добровольческих корпусов, затем "голубых касок" и демаркационной линии по Днепру. Не зря наши пишут кляузы в ООН, а Кадыров стучит кулаком. Дадут ли только?

для чтения, кризис, георгий малинецкий, прогнозы, политика, революции, украина

Previous post Next post
Up