Болдырев: Забрали не только твое право на насилие, чтобы существовало государство, не только твое собственность там могут отчуждить, отобрать, подвергнуть отчуждению, но и ты-то весь как человек со всеми потрохами своими, ты, тебя забрал собственно, ты весь в нем растворился. Где ты есть, человек, ау!? Понимаете? Вот как стоит вопрос сейчас, если говорить таким вот общечеловеческим языком, не впадая в философские какие-то профессиональные идиотизмы, в терминологию специфически философскую. Мне кажется, это волнует всех, это должно интересовать всех. Ну что, после Гегеля был Маркс?
Высоков: Я не договорил о Гегеле. Я не договорил то, что он как бы видит причины, он вообще называет отчуждение, вы меня скорректируйте, если я скажу не точно, отчуждение так называемого частного сознания от универсального, да. То есть есть некий абсолютный разум, по Гегелю, которого человек вот не может причаститься. Если он проявит волю, он станет его частью, и тогда будет преодолено отчуждение. Но мы видим, какой здесь, оказывается, субъективный момент. Он говорит, что преодоление этого отчуждения задача чисто человека и его воли. И вот Маркс-то как раз, чуть ли не одна из ключевых его точек полемики с Гегелем, что он говорит: воли недостаточно, важно создавать как бы ситуацию, которая будет помогать это отчуждение преодолевать в творческом труде. То есть он, получается, от такого гегелевского идеализма переходит к своей марксовской целостности, я бы сказал. Потому что я, допустим, не готов говорить о Марксе как о материалисте, я готов говорить о Марксе как о философе целостности. И как о философе, который если говорит о материи и материализме, то значит, где имеется в виду материя как инобытие духа, о котором мы с вами сказали.
И у Маркса появляется как бы такая дифференциация отчуждения. Значит, отчуждение результата труда. Ну понятно, так сказать, там рабочий на заводе произвел ту же самую гайку - она от него отлетела, то есть всё, он больше не имеет к ней никакого отношения. И здесь, кстати, если сравнивать хотя бы с ремесленниками средневековыми, уже, согласитесь, ситуация меняется. То есть там он как бы, получается, что продукт этого ремесленника все-таки в большей степени ему принадлежал, чем продукт рабочего рабочему. Так получается. То есть оно стало нарастать это отчуждение с появлением капитализма.
Дальше. Отчуждение процесса труда, как бы его работа, ну а может быть, даже на современном примере это показать даже проще. Как бы масса какой-то популярной литературы, уже даже искусство, то есть на этой теме активно зарабатывают деньги, что, так сказать, какой-то сотрудник какой-то фирмы попадает туда, просто отдает свой труд, буквально кладя его в коробочку и прощаясь с ним. Никакого отношения к творчеству его работа не имеет. Как бы вынь да положь. Это называется отчуждение процесса труда.
Когда ты по 8 или 9 часов в день как бы отказываешься от процесса и результата своего труда, у тебя закономерно (это я все о Марксе) возникает отчуждение человека, отчуждение тебя от самого себя. То есть ты как бы просто уже забываешь не просто даже, кто ты есть, а вообще что ты есть. Поэтому вспоминается фраза Маркса из «Экономическо-философских рукописей 1844 года», в которой собственно вот эти разные типы отчуждения описаны, что (ну он там пишет про рабочих своего времени), им остается принадлежать вот им только их половая жизнь и как бы удовлетворение и там еда и сон. То есть это остается буквально единственным, что напоминает человеку о том, что он есть. И как бы последнее, четвертое, что происходит в такой ситуации, это отчуждение людей друг от друга. То есть когда человек не принадлежит себе, теряет себя, перестает являться собой, очевидно, что как бы такие люди будут друг другу чужими. Вот это Маркс.
Продолжение следует
Стенограмма встречи интеллектуального клуба "Прометей" (МИИТ) 17 октября. Тема: "Понятие об отчуждении в мировой философии". Ведущие: Юрий Высоков, Алексей Болдырев.