Отчуждение

Oct 31, 2016 18:41




Высоков: До XVII века понятие отчуждения применялось исключительно в отношении собственности. То есть говорилось, например, об отчуждении от одного лица в пользу другого. В XVII веке прямо слово «отчуждение» Локком или Гоббсом как бы если употреблялось, то здесь нужно смотреть в переводы, но если употреблялось, то нечасто. Но суть заключается в том, что оно легло в основу понятия общественного договора. То есть было сказано, что некоторые права и полномочия должны быть отчуждены от человека во имя существования общества и государства. Ну какие права? Право на насилие, например, как мне кажется, самый очевидный пример. Но уже на заре формирования общества нового времени вопрос встал таким образом, что человек должен что-то отдать некоей отчужденной структуре, которая будет обеспечивать его существование. Можно говорить, что комплексный анализ того, что мы называем отчуждением, предпринял Руссо, который сказал, что нравственно-религиозные, политические, экономические ограничения насильственно лишают человека возможности определять степень его свободы. И в таких условиях человек оказывается отчужден от собственного потенциала, и это удастся преодолеть только после того, как он перестроит общество. Это сказал Руссо. И здесь можно увидеть уже какое-то предощущение философское того, что будет дальше в XIX веке. А в XIX веке будет следующее. Гегель скажет о самоотчуждении духа, что станет как бы серьезнейшим продвижением философской мысли. И вот здесь, Алексей Иванович, я первый вопрос вам хочу задать. Мы можем сказать, что когда мы говорим о самоотчуждении духа, мы предполагаем мысль, что материя это инобытие духа?

Болдырев: Конечно. Он отчуждает себя в свое иное, дух, и так рождается мир материальный. То есть вполне возможно, с точки зрения абсолютного идеализма гегелевского в подоплеке окружающего мира, вот этой твердой материальной вещности тоже лежит дух, понимаете. В этом его основной смысл. То есть дух отчуждает самого себя, имея в виду некоторую цель. Цель - вот это самодвижение, саморазвитие. В конечном итоге он триумфально возвращается к самому себе через снятие этого отчуждения. Но это старая идея, он ей придал такой очень концептуальный очень сложный и философски конкретный характер, то есть он в деталях все это увидел, объяснил, частности все рассмотрел.

Продолжение следует

Стенограмма встречи интеллектуального клуба "Прометей" (МИИТ) 17 октября. Тема: "Понятие об отчуждении в мировой философии". Ведущие: Юрий Высоков, Алексей Болдырев.

отчуждение

Previous post Next post
Up