Этот текст написан в 2012 г. под впечатлением
цикла передач «Суть времени». Он представляет собой некий эмоциональный слепок с этих передач. Когда я его перечитал, то понял, что что-то важное, какой-то нерв оказался здесь зафиксирован. В этом тексте - большие обобщения. Это картина, написанная широкими мазками. Может быть, даже некий творческий манифест. Что-то я бы сейчас отредактировал, но решил оставить все как есть ради того самого нерва. Который, как мне кажется, не потерял актуальности.
Без паинек и циников
предыдущая часть 4
Одни самоутверждаются через созидание, другие - через разрушение. Но одно без другого не существует. Нет возможности сказать, что первые молодцы, а вторые сугубые сволочи.
Есть «холостые» попытки созидать. Есть разрушение ветхого, старого во имя нового. Есть освобождение от чего-то мертвого ради чего-то живого. Есть родовые муки. Есть боль от того, что режутся зубы. Человеку приходится полагаться на свое чутье, различая эти случаи. Но сегодня налицо тот факт, что мир обретает заряд беспросветного и бессмысленного разрушения. Каким бы поверхностным в тех или иных проявлениях ни был этот заряд, он несет в себе силу и сложность разрушения духовного - глубокого, «обоснованного». Такова тактика тьмы.
Попробуй восстать против массовой культуры! Тебе тут же объяснят, что, например, показывать грех не значит к нему побуждать: наоборот, это такая терапия - человек наслаждается убийствами на экране, но никогда не станет совершать их в жизни, не говоря уже о том, что капитализм - это нечто полное здоровой сексуальности, жизненных соков, а та самая массовая культура - чуть ли не продолжение идеи апостола Павла о государстве - нечто, что организует, формирует, предотвращает хаос. А строить, например, телевещание на принципах «морали» и «нравственности» - спорная затея, поскольку, во-первых, никто не знает, что это такое, а во-вторых псевдо-позитив не лучше псевдо-негатива, плюс ко всему, когда делаешь негатив, меньше вероятность того, что получится псевдо-: плохое делать проще, чем хорошее.
Такие рассуждения могут продолжаться до бесконечности. Они могут быть прекращены лишь тем, кто придет и, не повинуясь ничему, кроме своего сердца, тому, что называют духом, скажет: «Этому да, а этому нет». Его, может быть, распнут, но тем самым он только подтвердит свою подлинность.
Наверняка этим человеком может быть лишь тот, кто чувствует неизъяснимую сложность мира в каждый момент его существования, и ни при каких обстоятельствах - банальный паинька, отличник, заучивший десять хороших слов. Им может быть любой, кому хватит решимости пойти в своих предчувствиях до конца, а не прятаться в угол при первых усмешках в свой адрес. И Бог через ход истории и личную судьбу этого человека ответит, прав он или нет, сопричастен он животворящей истине или нет. Этот человек тот, кто готов пойти на предельный риск, поверив в то, что его душа - это искра, готовая разжечь огонь.
Должна идти борьба за качество созидания. Тот, кто создает, не осознавая, что построенное будет рано или поздно разрушено, уступив место новому, вряд ли создаст что-то по-настоящему значимое и крепкое. Тот, кто делает добро, забывая о том, что получит за это и зло, некомпетентен. Осознание вечных принципов решительным образом помогает строить временное. Без которого, в свою очередь, нет вечного.
Должна идти борьба за качество отрицания. Тот, кто высмеивает и глумится над старым, ветхим, не видя на его месте подлинно нового и полного соков, обречен. Тот, кто рушит, не предполагая, что на этом месте будут строить, паразит и вредитель.
Циники плохи тем, что заставляют всех топтаться на одном месте: цинизм как мировоззрение - это всегда прежде всего душевный тупик. Паиньки неизбежны как ответ на засилье циников, но они лишь разжигают аппетиты последних.
Сейчас мало тех, кто понимает, что происходит в России и мире. Но их достаточно. Достаточно для сбора катакомб, способных защитить людей от скверны и стать лабораториями будущего. Однако сплошь и рядом «катакомбники» вместо того, чтобы ставить себе сколь можно более высокую планку духовного и интеллектуального роста довольствуются, самоутверждаются просто за счет того, что они «не такие, как все». И тем самым загоняют в угол себя и мир вокруг себя. Принципиальный вопрос сегодняшнего дня - качество, уровень, глубина, серьезность работы тех единиц, кто что-то понимает, во что-то верит, готов предлагать идеалы, слышит позывные дальних миров!