И "особое мнение"
от Кашина:
Мы давно не верим власти. Мы знаем, что все, что будет сказано сегодня в программе «Время», - это ложь, как ложь и то, что скажет Дмитрий Песков, если кто-нибудь прямо его о чем-нибудь важном спросит. А если есть ложь, то где-то должна быть и правда. Если ложь царит в официальных информационных каналах, значит, правда обнаружится в каком-то таинственном мутном месте, причем чем мутнее будет источник, тем больше ему будет доверия - таков закон сохранения правды в современной России.
Вот теперь из
такого источника мы знаем, как там у них в Кремле все устроено. Мы знаем о цензуре, о сфабрикованных уголовных делах, а также о том, что как минимум одна московская журналистка ненавидит приезжих из Средней Азии, а как минимум один телевизионный комик - продажный идиот. Здесь столько сенсаций, что глаза разбегаются. Вот, например, цензура: государственное агентство ТАСС публикует слишком красивую семейную фотографию Алексея Навального, и кремлевский чиновник просит руководителя ТАСС Сергея Михайлова эту фотографию снять. Конкретный случай цензуры, а ведь цензура в России запрещена законом. Можно идти в прокуратуру и писать заявление о факте преступления.
Здесь столько сенсаций, что глаза разбегаются
И тогда дежурный прокурор, если он окажется добрым и общительным человеком, прочитав заявление, объяснит нам, что даже если предположить, что участники переписки - это именно те люди, о которых мы думаем, то никакой цензуры в их действиях нет. Цензура - это когда материал читается и правится до публикации, а тут речь идет об уже опубликованной фотографии, и рекомендация ее поменять - в ней ничего криминального нет, любой читатель может обратиться в ТАСС со своими соображениями по поводу уже опубликованного снимка.
Или история с «Известиями» - с той самой публикацией, с которой началось «дело Маркво». «Лучшая форма хитрости - правда», - пишет участник переписки, идентифицируемый как глава контролирующего «Известия» холдинга Арам Габрелянов. Посрамлены те, кто считал, будто разоблачения Александрины Маркво и связи ее бизнеса с федеральными структурами инспирированы Кремлем или Следственным комитетом, - нет, это именно журналистская удача «Известий», и Габрелянов в переписке радуется этой удаче своих журналистов.
Примерно так же выглядит история с делом о картине владимирского художника Соткова, в краже которой обвиняют сотрудника Фонда борьбы с коррупцией Георгия Албурова. Да, из переписки следует, что администрация президента внимательно следила за этим делом, но именно следила, координируя освещение сюжета в лояльной Кремлю прессе, а не отдавая указания суду и следствию, как многие считали до сих пор.
Иногда все выглядит совсем издевательски - РБК и «Яндекс» оказываются друзьями Кремля, а «Ридус» или тот же ТАСС создает Кремлю проблемы, которые приходится в срочном порядке решать.
1187 страниц переписки - самая подробная глянцевая картина деятельности администрации президента, доступная широкой аудитории. В ней нет ничего, что свидетельствовало бы о нарушении закона федеральными чиновниками. Обычная работа обычных пиарщиков в обычном почти правовом государстве. Где-то высоко царит мудрый «ВВВ» - очевидно, Вячеслав Володин, функция которого в этой глянцевой картине сведена к получению новостных сводок и календарей мероприятий. Немного казарменного юмора, немного казенного идиотизма, немного анекдотов про Медведева - что еще? Нет ни сумок с деньгами, выдаваемых провокаторам, ни самих провокаторов, реальных или виртуальных, ни даже банального «размещалова» в газетах, - нет вообще ничего плохого, о чем до сих пор ходили слухи и чего можно было бы ожидать от секретной переписки из администрации президента. Есть только 1187-страничный сценарий рекламного ролика о Кремле, адаптированная версия «Карточного домика» для российской аудитории. Чем они там занимаются в администрации президента? Шутят про неболеющих СПИДом евреев, поздравляют друг друга с Новым годом стишками про Обаму и покупают черную икру - вот уж всем компроматам компромат. До сих пор было непонятно, почему силовики даже
не пытаются поймать этих загадочных хакеров - но позвольте, зачем ловить тех, кто тебя рекламирует?
Предыдущие сливы «Болтая» производили впечатление отголосков серьезного конфликта внутри российской власти, как у нас принято говорить - войны кремлевских башен. Этот миф о межбашенной войне оказался самым живучим мифом путинского времени, старшее поколение еще помнит времена, когда политологи рассуждали о противостоянии кремлевских силовиков в лице Игоря Сечина с кремлевскими «либералами» в лице Владислава Суркова, - смешно вспомнить. Как будто это так естественно для корпорации - война между службой безопасности и пиар-отделом.
Даже дураками выставлены только те, кого не жалко, тот же комик Галустян
1187-страничная переписка, опубликованная на прошлой неделе, выглядит первым настоящим провалом «Болтая». Видимо, слишком долго согласовывали содержимое слива на всех этажах администрации президента и вычистили вообще все, что могло бы свидетельствовать о хоть каком-нибудь конфликте кого-нибудь с кем-нибудь. Получилась какая-то совсем пустышка. Чем занимаются чиновники в Кремле? Ничем плохим. Даже дураками выставлены только те, кого не жалко, тот же комик Галустян - слишком навязчиво просил дать ему заслуженного артиста, ну и получай теперь. Ты же комик, вот мы сейчас над тобой посмеемся.
Такое наивное интриганство из детства - забыть на столе недописанное письмо или тайный дневник, чтобы родители или сверстники, которым ты по какой-то причине никогда не скажешь этого вслух, как бы случайно прочитали, что ты о них на самом деле думаешь. Похожий трюк несколько лет назад опробовал как раз Арам Габрелянов, когда всеобщим достоянием
стала аудиозапись проведенной им планерки в LifeNews, и из этой аудиозаписи все узнали, что Габрелянов много ругается матом, но в целом любит своих журналистов и относится к ним как родной отец. Кто слил ту запись в интернет? А черт его знает, но больше всего имиджевых очков по результатам слива заработал сам Габрелянов.
Можно представить, как выглядела бы переписка, например, Дмитрия Пескова, если бы «Болтай» озаботился ею - «опровергаю», «опровергаю», «опровергаю», и для достоверности пару раз - «Навка», «Навка». Все бы обсуждали и такую переписку, мы ведь давно привыкли, что официальной информации доверять нельзя, а сливам можно. В Кремле работают в любом случае не худшие пиарщики страны. Если хороший пиарщик видит, что у общества есть запрос на таинственность и мутность, то он обеспечит таинственность и мутность в лучшем виде. В анекдоте времен самиздата бабушка перепечатывала для внука «Войну и мир» на пишущей машинке, потому что внук читает только самиздат. В 2015 году пиарщики администрации президента оформляют свои пресс-релизы для самой взыскательной аудитории под видом таинственных сливов - и это логичнее всего, если аудитория не верит программе «Время», а сливам, наоборот, верит.