18 августа сего 2015 года в Mitsubishi Lancer X 2.0 CVT село 5 человек (4 взрослых и ребёнок), запихало вещей в багажник до состояния "больше ваще ничё не влазит", купили Green Card (обязательная автостраховка типа нашего ОСАГО, но для заграницы) и поехали в отпуск на Балканы.
С визами проблем не было, так как нужна была только одна виза - болгарская. Она стоит что-то до 40 евро и получается за неделю, без всяких справок, квитанций и прочих свистоперделок. Румыния, при наличии болгарской визы, даёт транзит 72 часа. Македония и Албания для украинцев безвизовые.
Коллектив был спитый, сплочённый многочисленными путешествиями в разные уголки мира и по этому трёхнедельное пребывание в столь тесном общении, как поездка в одном автомобиле, не представляло проблем. Тесновато конечно, Лансер чай не самолёт и даже не автобус, но на горизонте маячила существенная экономия средств и повышенная мобильность. Используя общественный или арендный транспорт, одновременно этих двух параметров, к сожалению, достичь невозможно.
Тур, мы изначально, по давно сложившейся традиции планировали "бомжацкий". То есть, если на чём-то можно безопасно сэкономить, мы экономим. Жильё берём максимально дешёвое (в рамках допустимого конечно), питаемся в местных забегаловках избегая туристоориентированных ресторанов (по возможности используем подножный корм), экскурсии устраиваем сами себе или напрямую договариваемся с местными. Всё это помимо СУЩЕСТВЕННОЙ экономии денег, даёт возможность познакомиться с культурой, кухней и народом страны пребывания так, как это невозможно в случае типового туристического отдыха "для бохатых".
Мы выехали из Киева и за 7 часов добрались до Черновцов к нашей родне. Там погостили денёк, перепаковали более оптимально вещи в багажнике, что-то выложили, что-то перепрятали под пол багажника в запаску и следующей ночью в 2:30 выехали из Черновцов в сторону Румынии. До границы там было ехать ерунду - километров 40 и к 3 часам ночи мы приехали на КПП Порубне-Siret.
С Украинской стороны было темно и как казалось изначально - безлюдно. Одинокий человек, в камуфляже и с автоматом, осведомился о количестве пассажиров в автомобиле и выписал какую-то бумажку, на которой фигурировало название автомобиля, его гос. номер и кол-во людей у него внутри. После чего, махнув рукой в темноту, указал направление дальнейшего движения. Проехав ещё сотню метров, фары моей машины осветили длиннющую, замершую в темноте, очередь из автомобилей и микроавтобусов. Прохождение границы началось.
Двигаясь в "час-по-чайной-ложке", спустя три часа мы, миновав практически не останавливаясь, украинский кордон, доползли до румынской границы. Перед нами долго проверяли "шестёрку" под крышу забитую туалетной бумагой... Чем-то эти гипотетические засранцы вызвали беспокойство у румынских блюстителей границы, но в конце-концов их пропустили и настала наша долгожданная очередь. Приготовившись разгружать запрессованный багажник и "выворачивать карманы" (по примеру предыдущего туалетно-бумажного магната) я удивлённо прослушал скороговорку "алкоголь-сигарет-запрещённые-к-провозу-вещи" и не успев толком ответить, получил на руки паспорта с печатями о въезде и увидел открывающийся передо мной шлагбаум... - Велкам ту Романия...
На всё про всё - 2 минуты, но в очереди 3 часа потеряли.
По Румынии полз как законопослушный черепах. В населённом пункте 50 км/ч, а населённые пункты через каждые 3-5 км. Ну а хули, мне стрёмно нарушать, я ж не знаю как, а штрафы в планы нашего бомж-тура ни как не входили. Камеры попадаются в разных неожиданных местах, полиция шныряет... стрёмно короче. Но местные гасают. (Это потом я уже понял, что они знают места наиболее вероятного кучкования патрулей и расположение камер и если сесть нужному спонсору на хвост, то можно вполне себе быстро ехать там где это не грозит штрафом.)
В общем часа в 4 вечера мы таки допхались до Бухареста (500 км от границы ехали 10 часов с учётом часовой остановки на обед и штук 5 мелких остановок на попысать). Маршрут по Румынии у нас лежал в сторону пограничного с Болгарией города Giurgiu (Джурджу), а для этого надо было проехать по окружной Бухареста. Глядя на карту задача вроде не сложная, но на деле окружная оказалась однорядной, в каждую сторону, дорожкой наглухо забитой фурами. Как итог - 29 км окружной ехали 1:15.
Наконец-то Бухарест остался позади и Джурджу уже не за горами. В Джурджу граница, которая проходит по Дунаю между Румынией и Болгарией. Дунай там можно пересечь по мосту.
Погода с самого утра была не очень, а тут вообще начался ливень - ничерта не видно. Выехали на окраину Джурджу, там где по логике вещей должен быть въезд на КПП, а там просто стена машин. Легковые, фуры, автобусы, всё вперемешку. Все лезут без очереди, по встречке... По встречке, что характерно, начинают ехать встречные машины. Те которые с нашей стороны туда вылезли, пытаются вернуться в свой ряд, их не пускают, они сдают назад, их там уже подпёрли. И это всё в под ливнем, когда дальность видимости не превышает 50 метров.
В общем каким-то непонятным образом чё-то там разсосалось и я ввалив по газам впрыгнул в какую-то дырку между фурами, а оттуда нагло оттеснив БЧЖ с российскими номерами выскочил к КПП, в паспорт никаких штампов не ставили, багажник не смотрели. Заплатил за проезд по мосту 3 евро и невероятно гордый собой, что так лихо пропетлял через тот хаос, выехал на однорядную дорогу ведущую на мост. Упёрся в стоящую фуру и стал. Стояли минут 40. Причину по которой стоим - выяснить не удалось. Стоим и всё. На встречку, для посмотреть, не вылезти ибо разделительная зелёная зона с высокими бордюрами. По самой же встречке время от времени проезжают машины, но особой движухи нет. Обуреваемый желанием узнать, что ж всё таки происходит, я вылез под дождём из машины и прошёл метров 150 вперёд. Там в конце очереди из фур, автобусов и машин виднелся человек с красным флажком. Ясно было, что именно он и не даёт ехать. Однако спустя вышеупомянутые 40 минут, он видимо, убрал красный флаг и мы поехали. Оказалось, что мост 1954 года постройки, который идёт из румынского Джурджу в болгарский Русе, сейчас как раз ремонтируют. А так как он всего двухрядный, то один ряд закрыли на реконструкцию, а по второму пускают машины в режиме реверса. Дунай оказался ожидаемо широким. Что-то снять было не реально, так как был сильный дождь.
На обратном пути, уже в хорошую погоду, сделал пару фоток позволяющих оценить "масштаб трагедии".
Длина моста через Дунай - 2800м, для сравнения, Южный мост через Днепр в Киеве - 1256м. Слева Болгария, справа румынский остров за которым ещё одно небольшое русло, и болота.
Для проезда по Румынии необходимо иметь виньетку, это плата за пользование дорогами. Виньетка стоит 3 евро на неделю и 7 евро на месяц. Штраф за отсутствие виньетки от 57 до 113 евро. Можно покупать на заправках внутри страны, но я купил ещё в Украине через сайт
www.roviniete.ro. То есть виньетка в Румынии электронная. По сути просто твой номер заносится в онлайн базу и на определённых участках дорог стоят камеры которые сверяют твой номер с наличиствующими в базе. Если тебя там нет, то на ближайшем полицейском посту тебя остановят для выписки штрафа. После оплаты на сайте виньетки на месяц, мне на почту пришёл счёт, который надо распечатать и возить с собой. На границе в Джурдже меня попросили его предъявить.
В Русе столпотворения не было. Но работали болгарские пограничники очень неспешно и своих паспортов с печатями мы ждали минут 30. После чего рядом с границей поменяли немного свободно конвертируемой валюты на болгарские левы и купили там же, в обменке, болгарскую виньетку (она не электронная, клеится на стекло, до сих пор отодрать не могу). 5 евро на неделю и 13 евро на месяц. Я взял месячную, так как планировал быть в Болгарии с 20 по 24 августа, а потом со 2-го по 3-е сентября. Две недельные купить нельзя, так как продавец сразу при продаже пробивает на них дату покупки, а тратить время потом, в сентябре на покупку ещё одной виньетки не хотелось. Штраф за безвиньетковую езду - 153 евро.
Болгария оказалась, по сравнению с Румынией очень безлюдной. Если в Румынии населённые пункты были каждые 3-5 км. То в Болгарии, выехав из Русе, ближайшее село мы проехали только километров через 25. Такая низкая плотность населённых пунктов в этой части Болгарии, чуть было не сыграла с нами злую шутку. Дело в том, что в Румынии я не заправлялся, хотя там была куча крупных сетевых заправок на каждом шагу. То есть я заправился в Украине, между Черновцами и границей и проехал всю Румынию на этом бензе. С той целью, что б не менять лишний раз евро на румынские леи. Так как после каждого обмена, какие-то деньги всё равно остаются, потратить всё до копейки не получается, а это лишние расходы, да и бензин в Румынии дороже, чем в той же Болгарии.
В общем, мы доехали до Болгарии на украинском бензине и в Болгарии таки стоило его уже обновить. А заправки там не попадаются так часто как в Румынии и вот из Русе мы выехали, 25 км до ближайшего села доехали, а там заправки нет. И в следующем селе, ещё через 10 км, тоже нет. В общем уже лампочка горела, когда я нашёл приличную заправку. Ну залили полный бак, опять дождь сильнее пошёл, стемнело, местность почти безлюдная, пассажиры дремают, машин на дороге нет, камер тоже, сёла и города редкие, темнота, туман, дождь... в общем устроил я ралли. Очень уж хотелось побыстрее доехать - до цели было всего километров 300, правда по горам. Нужно было преодолеть Балканский хребет, который местные называют Стара Планина, а за ним спуск в долину и к морю в Созопол, что в Бургасской области.
Эх!... Как я ехал.... Бенз не экономил, дорога горная, однорядная в каждую сторону, много поворотов. Шёл 100-130, на жёстких серпантинах понятно меньше, но всё же... Ночь, дождь, туман, горы, но при этом отличное покрытие дороги, масса знаков с очень хорошим коэффициентом светоотражения, отбойники с отражателями, чёткая и хорошо видная разметка, в общем наравне с усталостью от тяжёлой дороги я получил ни с чем не сравнимое удовольствие, от этой же дороги. Перевалив горы, около 11 ночи выехали на автостраду София-Бургас. Там официально можно 140 валить, что я и сделал. Шёл на пределе аквапланирования, ливень не прекращался. Ещё через час были в Созополе. Завезли женскую половину экипажа в заранее снятые апартаменты, а сам с другом Лёхой махнул в ближайший не закрытый маркет, купить харчей и горячительного для отметить. В общем-то всего 930 км от Черновцов вышло, но тем не менее 21,5 час дороги. На данный момент это мой рекорд продолжительности поездки.
Просыпаемся утром - небо серое, до горизонта затянуто низкими тучами, ветрюган, на море шторм, временами пробивается дождь. Ну блин, думаем, съездили на курорт. Уже даже начали переписываться с гостинницами в которых жильё бронировали на время после Болгарии, с тем, что бы изменить даты заселения и завтра уже рвануть к ним, не задерживаясь в дождливо-штормовой Болгарии, но всё же решили к морю сходить.
Определили жён с ребёнком на большой песчаный пляж (верхняя левая часть на фотографии выше), где можно было порезвиться на берегу в набегающих больших волнах (после волн на Балийском пляже в Куте у моего ребёнка черноморские волны не вызывали никакого страха), жахнули местного вина и пошли с Лёхой в соседнюю с пляжем каменистую бухту.
Что вам сказать... Не пуганый край в плане ловли морских гадов. Не смотря на то, что из-за сильной волны вода была очень мутной, плюс постоянно вспенивалась и ты нифига не видишь в этой газировке, мы минут за 40 набрали большой кулёк рапанов, мидий и пяток крупных крабов. Вечером приготовили и решили не торопиться с отъездом из Болгарии .
На следующий день, на промысел мы пошли с мешком. Натуральный такой тканевый мешок (в багажнике у меня жил). Плавали час с лишним. Укачались на волнах - капец. Дна не видно из-за каламути и "газировки" и тебя всё время то вверх то вниз, то вверх то вниз... Аттракцион - "Блеватрон 7000". Насобирали рапанов, мидий брали только самых крупных, штуки 4-5 крупных краба. Охотились до тех пор пока мешок не стал тянуть на дно. Вечером умахались всё это богатство чистить и готовить.... Но вышло очень вкусно и много.
Тот самый мешок с уловом.
Часть улова в процессе готовки
Крабики. Поперечник миски, сантиметров 30.
Третий день, ввиду того что чистить рапанов уже задолбало, был посвящён чисто крабам. Шторм закончился, светит солнце, ветра почти нет. С утра отправили жён с ребёнком на пляж, а сами пошли в дальнюю бухту сугубо за крабами. Блин, такого количества рапанов я не видел никогда. На квадратном метре по паре штук. Но сжав волю в кулак и представляя потраченные вечером несколько часов на их чистку, рапанов не брали. Только крабы. Кусачие гады. Если клешнёй цапнет за палец или ладонь, прокусывает кожу с обоих сторон. Но как-бы всё честно - это охота. Или я его съем, или он мне ладонь прокусит и я его съем. Ну в общем поймали десятка полтора, все крупные. Довольные уловом несём назад, в мешке. По дороге, возле какой-то гостинницы сидят дедушка с внучкой (лет 12-13), обращаются к нам на русском интересуясь, что мы такое в мешке тащим. Мы честно признаёмся, что крабов. Дед уважительно качает головой.
Внучка, спрашивая у деда: - А что они с ними делать будут?
Дед, глядя на наши довольные морды и усмехаясь: - Компот сварят :)
По дороге домой нашли дикорастущий инжир. Наелись сами и насобирали пару кило спелого, вкусного инжира женщинам и детям (приехав в Украину и увидев в маркете инжир по 10 грн за штучку, поняли, что поездку мы отбили не только на морепродуктах )
В свободное от охоты время много гуляли по городу. Созопол городишко не большой, но приятный. Много всяких прикольных забегаловок с местной пищей. Особенно понравилось мне блюдо со смешным названием "пържена цаца". Перженной цацой оказалась жаренная черноморская тюлька. Под пиво - лучшая закуска и стоит не дорого.
Город полностью ориентирован на туризм. Туристы - процентов 85 болгары, процентов 10 русские, и остальные 5 - это все остальные. Машин с украинскими номерами видел штук 5.
Язык особых проблем в общении не вызывает, если твой собеседник говорит медленно и разделяет слова. Больше похож на русский, чем на украинский. Хотя скорее даже на старославянский. Когда болгары говорят быстро - ничего разобрать нельзя, даже смысл не улавливается. Новости по телику слушаешь - просто набор звуков в котором время от времени проскакивают какие-то знакомые слова. В большинстве слов ударения стоят не там где мы их ожидаем услышать. То есть, читать болгарский значительно проще чем воспринимать на слух.
Жили в двухэтажных апартаментах. На первом этаже комната, туалет, кухня - 2 балкона, из кухни поднимается лестница наверх, там ещё 2 спальни с двумя балконами, ванна и туалет. Расположены такие апартаменты в жилом комплексе, со своей парковкой, бассейном, садом, обслугой и всем прочим. То есть стоят 4-х этажные дома, в которых сдаются квартиры для отдыхающих. Квартира занимала 3 и 4 этаж. Площадь - метров 100. Кровати, постель, холодильник, телевизор, Wi-Fi, плита, микроволновка, тостер, стиралка ну и вся необходимая мебель. Нельзя сказать что новая, но и не раздолбанная. Стоимость - 40 евро в сутки (то есть у нас вышло 20 на семью).
Цены на еду адекватные, особенно если учесть, что мы были в курортном городе. Еда очень качественная. Особо выделяется молочная продукция. Масло жирное и вкусное. В сметане не то что ложка стоит, а ополонник можно рукояткой воткнуть и тоже вкусная, йогурты всякие, кефиры, айраны... короче всё вкусное. В общем, в молоко воды не доливают, в сосиски туалетной бумаги не докладывают - одним словом, не по средствам живут :)
В магазине простое, столовое но вполне питейное, красное сухое вино - 1,4 евро за литр. Пива много разного, но более менее нормального всего 1-2 сорта, всё остальное - "писи сиротки Хаси". Поллитровая банка стоит 0,5 евро. Двухлитровая пластиковая бутыль - 1,3 евро.
То есть цены, грубо говоря как в Киеве, кое что дешевле, кое-что дороже, но харчи выше по качеству, не считая пива. Одним словом, как для курорта - всё очень даже.
Продолжение следует...