Все выше и выше, выше, летели самолеты, все быстрей неслись автомобили, все мощней становились двигатели внутреннего сгорания, а для этого им, как известно, необходимо высокое октановое число бензина. Наиболее удобным и быстрым решением являлся ТЭС, тот самый тетраэтилсвинец. Без этой жидкости, у нас в стране она получила аббревиатуру Р-9, не могли летать Мессершмитты и Яки, да и Студебеккер с Опелем требовали антидетонационной приправы.
Мощности по промышленному производству ТЭС начали строиться в Германии и СССР в начале тридцатых, немцам это было сделать проще в связи с обширными договоренностями и сотрудничеством ИГ Фарбениндустри с химическими Корпорациями США. Официально патент был приобретен у " Этил газолин корпорейшн" в 1935 году, когда производство уже было налажено. Потенциальная мощность заводов составляла:
Первый под Дебрицем производительностью в 1.4 тыс. тонн.
Второй в Нахтерштедте производительностью 3.5 тыс. тонн тетраэтилсвинца. Это были проектные мощности достигнуть которых не удалось.
Petroleum facilities of Germany.
В СССР строительство завода № 97 в Усолье началось 25 декабря 1933 года, судя по протоколам Политбюро оборудование предполагалось закупить в Германии(заявка упоминалась вместе с другим оборудованием и материалами в 1933 году), удалось ли это сделать или пришлось договариваться с американцами, не знаю, но завод был запущен в августе 1936 года. За первые пять месяцев было произведено 42 тонны ТЭС, к 1941 году удалось нарастить выпуск до 150 тонн в месяц.
В 1937 года открылась фабрика № 365 «Ока» («Синтез»), для производства этиловой жидкости, на базе которой 21 августа 1941 г. создали завод № 506 по выпуску раствора тетраэтилсвинца--это второе производство.
Кстати, волшебного Р-9 мы получили, если верить тому же :"Русский архив: Великая Отечественная война. Тыл Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. Т. 25(14)" М. 1998. Документ № 360. "Из итогов работы тыла в период Великой Отечественной войны". 26 июня 1946 г.6,3 тыс. тонн.Трудно сказать сколько произвел СССР, так, для справки:
Еще осенью 1941 года бакинским инженерам удалось разработать технологию промышленного получения этилированного бензина прямой гонки. Однако производство этиловой жидкости Р-9 отставало от графика (в 1941 году лишь 11,1 % от необходимого). Недостающие ингредиенты СССР также получал от союзников.
http://minenergo.gov.ru/activity/9_may_2012/power_chronicle/ П.С.Наверно все же Гитлер видел ситуацию лучше, чем генералы армии и промышленности, Шпеер осуждал Алоизыча в том, что тот не педалировал выпуск самолетов и танков, куда-то тратил мириады тонн металла попусту, но ведь получается, что без бензина (а именно туда уходит бурый уголь и металл) нет смысла в постройке самолетов, а без ТЭС и бензин ни к чему, не полетят фокерры и мессеры с дорнье.