Ленин о Толстом в изложении Данилкина

May 17, 2021 20:43

"Ленинскую мысль о Толстом уловить сейчас трудно; само звучание его мантры - «Толстой-как-зеркало-русской-революции» вызывает раздражение; еще хуже - продолжение: «Лев Толстой и современное рабочее движение», «Лев Толстой и пролетарская борьба». Ну какая, что за бред, связь между Толстым и пролетарской борьбой? Где у Толстого вообще описан промышленный пролетариат? Кажется, Ленина-литературоведа, млеющего от Надсона и Чернышевского, проще вовсе проигнорировать: разве редко он балансировал на грани абсурда и вульгарности - и мало ли что там умудрился вчитать в великие тексты?

Чтобы оценить этот цикл - по-своему очень остроумный - нужно оставить в покое образ «Ленина-филолога»; его стратегии чтения не имеют ничего общего с, условно, лотмановскими и умберто-эковскими. Да даже и с разумением обычного читателя - которого Толстой впечатляет как «психолог», «стилист» или, допустим, «автор оригинальной философии истории» или «сторителлер»; Ленин тоже по сто раз перечитывал сцену охоты в «Войне и мире» - и «диалектикой души», наверное, восхищался; но Ленина-политика интересуют не лучистые глаза княжны Марьи, не мраморные плечи Элен и верхняя губка с усиками Лизы Болкон

Ленин предлагает прочесть Толстого «с классовой точки зрения».
Еще хуже: то есть понять тексты Толстого могут только пролетарии, что ли? «Трудящиеся»?
Нет, не так.

Понять, в чем гений Толстого, и без интеллигентской болтовни объяснить это, можно только если подойти к его текстам с помощью классового анализа, владея марксистским пониманием истории; разглядеть в его персонажах не отдельные характеры - а увидеть за деревьями лес.

Хорошо; а что значит - «интеллигентская болтовня»?

Болтовня - это объяснять величие Толстого тем, что он был «пророк, открывший новые рецепты спасения человечества», «совесть нации», «учитель жизни», «великий богоискатель».

А что - разве нет?

Нет: потому что рецепты его - это вегетарианство и «философия непротивления злу насилием»; смешно и нелепо.

А в чем же величие?

Вот в чем. Толстой (любопытный вообще тип: граф - но, парадоксально, - с крестьянским голосом, крестьянской мыслью; «до этого графа мужика у нас в литературе не было») показал, что а) старый мир - государство, церковь, суды, частная поземельная собственность - вызывает ненависть, этот мир невыносим, его нужно изменить; б) та сила, которая идет его разрушать, - капитализм - вызывает (у писателя и у крестьян) еще больший страх, потому что, может быть, и несет прогресс, но ощутимее - нищету, одичание, венерические болезни и моральную катастрофу. И крестьяне не хотят такого прогресса, они не хотят буржуазной революции, - ergo, сами того не понимая, объективно нуждаются в революции «настоящей», то есть пролетарской, которая только и может: а) разрушить ненавистный феодальный мир, б) предотвратить установление в деревне капитализма.

А при чем здесь «зеркало»?

Многие полагают, что «зеркало» у Ленина - простейшая литературоведческая метафора: в смысле, что Толстой пользовался литературой как инструментом познания: «жизнь отражал».

Но у Ленина не то - речь не о «свет мой, зеркальце, скажи»: он сам, граф, со своими текстами, - и есть зеркало. Не он отражал - в нем отражалось.

Ленин обнаруживает в текстах Толстого - что? Правильно: противоречия. Крестьянин хочет уничтожить помещичье землевладение, но после сожжения усадьбы помещика бухается в ножки царю. Та же история - с графом: покритикует государство, церковь и т. д. - а потом сообщает: хотите изменить мир - ешьте рисовые котлетки".
(Л. Данилкин "Ленин: Пантократор солнечных пылинок")

Цитаты, Прошлое, Литература

Previous post Next post
Up