Галуй почему-то у нас малоизвестен. На русский переведено всего несколько текстов. Причем некоторые лишь раз вышли в начале 90х. И мне жаль, потому что в его текстах полувековой давности встречаются вполне свежие идеи. Тот же Симулакрон-3 предвосхитил и Матрицу, и нынешний бум ИИ. А ведь он написан еще тогда, когда в ходу оставались перфокарты и гидравлические компьютеры.
"Город энергии" куда слабее. Это журнальная версия истории, которая потом переросла в роман "Властелины Психона", который у нас не вышел. В романе, судя по Википедии, развернута история завоевания Земли сферическими инопланетяными. В "Городе энергии" этот факт представлен как данность: есть города, сплетенные из силовых полей, есть люди, которые либо живут в лесах, либо прячутся от инопланетян в нычках по городу.
Главный герой приходит в город со странной целью. Он хочет установить контакт с инопланетянами. Прошло уже много лет с момента завоевания, но сферы продолжают не замечать людскую цивилизацию или то, что от нее осталось. Сферы периодически ловят людей и прихлопывают. А как еще вести себя с теми, кто ворует твои припасы?
В городе уже обитает кузен главного героя. Он уже давно сюда перебрался и относится к идее братца как убийственной блажи. Сферы ни с кем не будут разговаривать. Любой контакт приведет к смерти. Социальный аспект романа, очерченный, к сожалению, очень куце, представляет в тексте наибольший интерес. В нем можно увидеть лежащую в основе Америки общинность. О свойственности ее для России разговор отдельный. Галуй был американским автором. Повесть построена на конфликте между сумасбродством и косностью. Любые перемены несут риски для общины, поэтому явившегося психа сначала увещевают, пытаются подкупить, а потом и вовсе угрожают его жизни. При этом стоит признать, что поведение главного героя автором толком не объясняется. То есть оно построено целиком на "я хочу". ИМХО в чем-то его поведение было бы сродни попытке договориться с океаном или вирусом Ковида.
Вторая важная тема - образ жизни людей в Городе энергии. Собственно его название связано с тем, что он представляет собой какую-то структуру из силовых полей и энергий. Некоторые поля могут взаимодействовать с человеком, чтобы превращаться в "еду" или подобие инструментов. Их "городские" обменивают у лесных на другие товары. И все бы ничего, но фактически это взаимодействие с городом ничего не требует взамен. Жизнь в норах делает людей ленивыми. Естественно сохраняется риск быть пойманным сферами, но в остальном житье показано очень приятным и безмятежным. Эта беззатратная генерация товаров и нежелание разбираться с тем, как все работает, очень напомнило нынешнюю волну с ЧатГПТ. Пользователи неособо размышляют о социальных рисках. C другой стороны в этом можно увидеть отсылку к лозунгу "от каждого по возможностям - каждому по потребностям". Труд у городских отсутствует как факт.
Повесть не зашла мне стилистически. Описание энергий и силовых полей видимо отсылает к развитию электроэнергетики и плазмы, но сложно их воспринимать сейчас всерьез. Если бы повесть была написана еще за 30 лет до своей публикации, то такой антураж сошел бы. Для конца 50х это уже странно. Как говорить в 50е про Луну, сделанную из сыра.
Итого: В повести можно увидеть интересное в социальном плане. В визуальном и техническом планах она уже устарела. Может, Властелины Психона все же когда-то выйдут у нас.