Сегодня я предлагаю тряхнуть стариной и вспомнить советские автобусы. Тем более все, которые на фотографиях - на ходу и даже теоретически могут выйти на линию и начать снова перевозить пассажиров. Но зачем это надо, когда есть более комфортный современный транспорт? Так что будем просто вспоминать…
Когда в субботу я оказался на Фрунзенской набережной среди старой техники, у меня возникло чувство, что народ пришедший на День московского транспорта только и делает, что исследует старые автобусы. Их можно понять - многие пришли с детьми или просто молодым поколением, которое этот транспорт видели максимум на картинках и по телевизору. А тут вот они - советские автобусы. На некоторых из них я ездил в детстве.
ЗИС-8. Выпускался на удлиненной с 3,81 од 4,42 м базе ЗИС-5. Число сидячих мест - 22, общее количество мест - 29. Рядный шестицилиндровый двигатель объемом 5,55 литра выдавал 73 л.с. и разгонял этот шеститонный автобус до 60 км/ч. Годы выпуска 1934-1936. Настоящая музейная редкость…
Троллейбус СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ. Выпускался на заводе СВАРЗ с 1955 по 1957 год.
Троллейбус ЗиУ-5. Выпускался с 1959 по 172 год. 35 мест для сидения и максимальная вместимость в 122 человека. Почти 10 тонн веса и максималка в 68 км/ч.
Троллейбус ЗиУ-9. Выпускался с 1972 по 2013 год. Потом выпускался еще в 2015 году… Максимальная скорость 90 км/ч, мест для сидения - 30, а максимальная вместимость - 125 человек.
Автобус ЗИС-154. Вес более 12 тонн, форсированный дизель в 112 л.с., максималка - 65 км/ч. На период выпуска с 1946 по 1950 г. - почти вершина инженерной мысли, но из-за недоработок его было проще снять с производства и наладить выпуск других автобусов - бывает и так. Этот же кузов использовался для трамваев МТВ-82. Удивительно для того времени, но кузов был несущим!
ЛиАЗ-158. Выпускался с 1957 по 1970 год. 35 сидячих мест, а общее количество мест в автобусе - 70. Двигатель в 109 л.с. и трехступенчатая механическая коробка… Объем бака - 150 литров, а расход по трассе - почти 40 литров на 100 км. Разогнаться по шоссе он мог до 65 км/ч.
ЛиАЗ-677. Легендарная модель - такие я уже помню, встречал в самых разных и неожиданных местах.
Они всегда почему-то заваливались на правый борт. Я не знаток и мог бы предположить, что это для удобства посадки-высадки пассажиров, но двигатель стоял спереди справа и именно этот факт кажется более вероятным - двигатель перевешивал автобус вправо.
А это его более поздняя версия - ЛиАЗ677М. Тут была автоматическая двухступенчатая коробка передач.
ЛАЗ-695Е. Львовский автобус - мне на таких тоже довелось немного поездить в деревню к бабушке, когда я был совсем мелким. Выпускался с 1961 по 1970 год. Эти автобусы производились в том числе для экспорта.
Икарус-55. Год выпуска 1953. Обратите внимание на моторный отсек, расположенный сзади: там устанавливался 145 сильный 8 цилиндровый дизель от Csepel, разгонявший эту махину весом в 12 тонн до 98 км/ч. Этот автобус использовался на междугородных перевозках, была даже версия «люкс».
«Гармошка» Икарус-180. Об этом автобусе можно вспоминать только с благодарностью - несмотря на то что зимой в таких было холодно, а летом жарко, они решали вопрос перевозок на «отлично» благодаря большой вместимости. Считалось, что туда помещается 169 человек, но, по-моему, иногда было и 200.
На поворотной площадке и резиновом кожухе зимой постоянно был иней и лед.
Вот в общем-то и все, что касается транспорта эпохи СССР, но мне хочется показать и спецтранспорт.
Знаменитый «Козлик» - не из-за того, что на нем ездили милиционеры, а из-за прыгучести на ухабах. Разработанная для военных полувоенными инженерами машина была больше утилитарной, чем комфортной и гражданской даже для того времени.
АЗЛК-2141S в ливрее ГАИ - раньше на таких гоняли нарушителей, теперь это просто музейный экспонат.
Милицейский Ford из 90-х
Все узнали? )))
Ушла целая эпоха, когда мы сами покупали себе билетик и выкидывали его в специальный ящичек. Эпоха советских автобусов и троллейбусов… Когда эти автобусы казались нам комфортными, а мы даже не подозревали, что в городском транспорте может быть wi-fi…