избыточная мужская смертность в 2022

Jul 10, 2023 09:39

На Медузе и Медиазоне сегодня вышло ГИГАНТСКОЕ расследование о мужской избыточной смертности в России за время войны (спойлер: ~25 тыс. в 2022; ~50 тыс. до конца мая 2023). Уникальные данные (реестр наследственных дел!) и огромная работа. Рекомендую. (Самая подробная версия -- по-русски на Медузе ( Read more... )

Leave a comment

barkut0709 July 11 2023, 11:13:12 UTC
Для младших возрастов, я так понимаю, начинают сильно влиять округления (по хорошему, вручную бы их пересчитать, а то Росстат их округляет до десятой доли промилле). А так, я попробовал построить, в целом картина похожая.
То, что пик у 20-24 здесь заметно меньше - следствие как раз этой аномалии с ВКС у мужчин.


Reply

kobak July 12 2023, 11:05:06 UTC

А на ЕМИСС где-нибудь лежат данные о численности населения по половозрастным группам по регионам, не знаете? Хотя бы с 2010. Не смог найти.

Reply

barkut0709 July 12 2023, 14:27:10 UTC
Да, тоже искал и не смог найти( Есть вот такой, но там вообще какие-то цифры странные, и написано, что по ОРС - я так понял, это по опросам.

https://fedstat.ru/indicator/59830

Правильные цифры (по которым у меня расчётные ВКС совпали с тем, что в ЕМИСС за прошлые годы) лежат вот тут, но тут в каждом сборнике за 1 год и нет пока что среднегодовой за 2022-й

https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284

Reply

kobak July 12 2023, 21:41:36 UTC
Нашел!! Вернее, спросил у знающих людей и мне подсказали.

Женщины https://fedstat.ru/indicator/33459
Мужчины https://fedstat.ru/indicator/31548

Это вроде бы численность на 1 января (а не среднегодовые), но с разбивкой по полу, возрасту, региону, и с 1990 и до 2023!!

Reply

barkut0709 July 13 2023, 01:47:00 UTC
Ого, здорово, спасибо!
А среднегодовую теперь можно посчитать просто как среднее арифметическое между 1.1 этого и следующего года, Росстат так и делает.

Reply

barkut0709 July 13 2023, 04:43:08 UTC
Посчитал ВКС для мужчин 20-24 по их численности, получил 2,1.
Но с самой численностью всё равно что-то непонятное творится.


И даже вот так


Я ещё понимаю, как это могло быть волнами, но когда это происходит в 1 год по всем возрастам - это по меньшей мере странно. Чисто теоретически, если предположить, что всё это не переоценки в связи с переписью и не фокусы какие-то, а имеет хоть какое-то отношение к реальности (например, приехали после ковида мужчины-мигранты - правда, неясно, почему именно таких возрастов), то тогда - чисто теоретически - часть прироста именно мужской смертности может объясняться изменением структуры населения в пользу мужчин. Но скорее, наоборот, какая-то переоценка числа мужчин сглаживает их ВКС.

P.S. Ещё вот такое построил, тут у женщин тоже 2022-й вышел странным, но меньше, чем у мужчин. Видно прибавление Крыма в 2015-м - ровненько по всем возрастам. И сглаживание после 2012-го - всё-таки, это, наверное эффект переписи и тех поправок, что из-за неё вносят...




Reply

kobak July 13 2023, 07:27:07 UTC

Да, непонятно. Но странности вроде бы видны только в численности населения на 1.1.2023, а не 2022, верно? Как это тогда может влиять на ВКС в 2022? Из-за того, что ВКС считается по "среднегодовым" значениям, которые получаются усреднением 1.1.2022 и 1.1.2023?

Reply

barkut0709 July 13 2023, 08:45:05 UTC

Да, как раз поэтому поэтому среднегодовая численность тоже аномально подскакивает у этих возрастов.

Кроме того, я пока что не совсем понимаю, для младших возрастов у меня ВКС сходятся с расчётными (ну, за исключением 2,1 у 20-24-летних мужчин), но для возрастов старше 40 всё равно сохраняется небольшое расхождение. Оно не так сильно на них влияет (десятые доли промилле при ВКС 10 промилле и больше), но я предполагал, что его вообще не будет.

Я бы мог предположить, что это поправка на тех, чей возраст при смерти неизвестен (их при расчёте ВКС докидывают в каждую возрастную группу пропорционально доле умерших в ней), но у меня расчётные иногда на десятые промилле выше финальных Росстатовских данных.

Скажем, для возрастов 60-64 у мужчин, численность на 1.1.2022 - 4 376 974

на 1.1.2023 - 4 417 377.

среднегодовая за 2022 - 4 397 176 (среднее арифметическое)

умерло 122 293

ВКС по идее должен быть 27,811 (точнее, чуть больше, из-за прибавки тех, чей возраст неизвестен - 27,86)

А по данным в ЕМИСС - 27,6

В общем, как будто Росстат по каким-то немного другим данным ВКС считал - может, по неполным ещё данным о смертях, поэтому и у мужчин 20-24 лет ВКС 2 всего лишь, а не 2,1. Хотя и 2,1 получается по вот этим странным внезапно подскочившим данным о численности по возрастам, а если брать тренды, то должно было выйти в районе 2,2.

Reply


Leave a comment

Up