Сегодня две недели, как у нас дома живет семья (мама + дочка + кошка) из Украины, из города Днепр (бывш. Днепропетровск). Может быть, кому-то будет интересно, как реально устроен прием украинских беженцев в Германии
( Read more... )
Я сейчас волонтер на главном вокзале (и автовокзале) берлина, мы встречаем беженцев и помогаем им разобраться куда дальше.
Некоторые знают куда едут, у них есть к кому. С этими проще: помогаем взять билет (билет все равно нужен, но он бесплатный) по германии или за границу и сажаем на поезд, если нужна помощь.
А некоторые приехали вникуда. Таких мы отравляем во временный центр в Тегеле, где их якобы уже распределяют в какие-то города и организованно отправляют туда.
Дело в том, что в Тегеле никто из волонтеров не был, и что и как там происходит никто конкретно не знает.
Большинство беженцев не говорит ни на каких иностранных языках. Людям, которые потеряли все, нужна какая-то опора, стабильность. Понимание, что будет происходить дальше. Возможность принимать информированные решения касательно собственной жизни. Этого нет.
Они задают вопросы: где лучше? Куда ехать? Что там будет? Где будем жить?
Мы не знаем. Нам только общий инструктаж дали: всех в Тегель, дальше там разберутся.
Вот бы узнать, что и как происходит в центрах временного разрешения. Сколько они живут в спортзале. Как быстро им находят жилье. Какая там еда (все уже задолбались есть бутерброды). Будет ли работа?
Я не думаю, что имеет смысл людей из Берлина направлять именно в Тюбинген: у нас маленький город с очень дорогим жильем... Но, честно говоря, понятия не имею, где лучше. Может, в больших городах подешевле, типа Франкфурта/Дюссельдорфа/Кельна, что-то такое? Не знаю. Я даже про Тюбинген толком не знаю: например, сколько времени люди живут в спортзале. В мэрии мне говорят, что неделю-две, но, может, они приукрашивают. Попробую уточнить.
Что касается работы, то без языка (особенно если и без английского) вряд ли что-то можно найти. Если хотеть оставаться в Германии, то надо учить язык как можно быстрее. Но так, я думаю, везде.
Я могу рассказать вам, как у нас в Ной-Ульме (Бавария). В спорт-залах люди живут от 3х дней до недели. Потом стараются найти что-то лучше. Расселяют в помещениях типа детских лагерей, общежития или вот Landratsamt снимает отель для беженцев (отель хороший, но владелец хотел его снести, чтобы построить что-то другое, а жители против, поэтому снос заморожен и люди там живут). В обед привозят горячую еду, а завтрак-ужин - хлеб, масло, сыр, колбаса. Но есть и яблоки, бананы, огурцы. Людям с детьми там все равно не очень удобно, потому что нет возможности готовить самим. И в номерах нет холодильника. Есть те, кто живут в семьях.
С работой так: в гостиницы или куда-то в гастрономию нужны люди, можно и без языка, это простая низкооплачиваемая работа, 11-12 евро в час, но люди идут. Уже пару женщин устроились. Много работы без знания языка на всяких складах. Проблема скорее в том, что некуда деть детей дошкольного возраста. В садах мест нет
Спасибо, а насколько надо самому суетиться, чтобы вот это все произошло: расселение в отель или квартиру, или в семью, поиск работы, поиск места в садах и школах? Выдача документов и пособий, про которые написал Дмитрий? Или там придут и все дадут? Или надо самому договариваться?
Есть ли волонтеры и переводчики? Дают ли вещи первой необходимости или надо самому искать?
Как у вас стыкуются волонтеры и государственная машина? Тут в берлине я вижу некоторый дисконект между волонтерами и крупными благотворителями (типа мальтезе)/госслужбами. У последних есть ресурсы на помощь в глобальных масштабах (деньги, помещения, инфраструктура), но волонтеры могут быстрее организоваться оказать помощь на местах или индивидуально. Например, Красный Крест организовал ночлег в выставочном комплексе Мессе для сотен людей, но у них ни одного переводчика, кроме охранника, который родом из Узбекистана случайно оказался. Я туда стала приходить переводить им, пыталась донести, что они могут сами добавиться в volunteer-planner.org и люди будут приходить, но похоже что маховик сложно запустить, никто ответственности не несет.
Я вообще не житель германии, я иностранка, которая вот прилетела, вещи в гостиницу и сразу на вокзал, понятия не имею, как устраиваются иммигранты.
Но я вижу, что у меня-то есть ресурс во всем этом разобраться, а у многих приезжающих украинцев - вообще никакого. Некоторые не понимают, что находятся в Берлине или не могут произнести слово "Берлин". Пожилые-одинокие совсем в растерянности. Нем не представить, какую травму они пережили. Требовать от них, чтобы они в абсолютно новой реальности вдруг начали проявлять инициативу и во всем разбирались, нельзя.
Я даже представить себе боюсь, какой там масштаб в Берлине, потому что тут уже наплыв, а как там - это наверное не объять. Хотя в Берлине должно быть и больше волонтеров.
Я в самые первые дни оставила своей знакомой из отдела по делам иностранцев свой телефон, чтобы переводить. У них есть список с еще может 10 людьми. Звонят, когда нужно. Стараются, чтобы на первичной регистрации ( отпечатки пальцев, папа вопросов, фото) кто-то был, кто переведет. У людей всегда много вопросов. Они выдают на месте сразу бумагу с данными и говорят, что с этой бумагой можете идти в соц. службу и получить там деньги и страховку. Очень быстро, буквально на второй день у нас склепали брошюрку с адресами и контактами, и первый языковой курс. Первые недели регистрация была в одном здании, а соц.служба в другом, и вот там переводчиков нет. Сейчас все в одном здании у нас, и я иногда успеваю пока другим снимают отпечатки сбегать с людьми на этаж ниже и объяснить. Хотя сейчас по ходу объясняю заранее и спрашиваю, что может еще нужно. Но вообще люди сами должны еще что-то говорить и спрашивать.
На вокзале у нас есть красный крест и волонтеры. Они направляют, куда ночевать. Сами городские власти пытаются потом из спортзала расселить. К ним приходят иногда люди и говорят, что могут взять себе домой кого-то или предлагают сдать жилье. Еще у нас сейчас все хорошо объяснено на сайте Landratsamt. И постоянно обновляется.
Но еще волонтеры создали чат в телеграме, где объясняют людям. Там же люди иногда просят прийти помочь с переводом к врачу, в банк и т.д. Там же создали уже даже бот, где автоматически выдается информация по многим каналам.
В школы нужно идти самим, просто в ближайшую. Хотя есть сейчас центральный отдел при городской ратуше. С садиками люди ходят сами, но шансов нет.
Я не представляю, как пожилым людям, если они сами. Я даже не понимаю, зачем они, если сами и в никуда приехали в чужую страну, потому что это неизбежный стресс и гарантированный синдром беженца
Ох не знаю, мне почему-то попадаются одни одинокие пожилые женщины. Я даже как-то горжусь их силой. Пожилые мужики едут только в сопровождении жен, а женщин самостоятельных очень много. Молодцы они, что доехали! Мне кажется, должны справиться.
Если грубо говоря, то очень многое лежит на волонтерах. Работу просто никто не принесёт. Есть фирмы, которым всегда нужна рабочая сила, какие-то большие заводы, склады, но уже и много онлайн порталов, где украинцам предлагают работу.
У нас еще подключились местные церкви, организовывают встречи и люди сами обмениваются информацией. Туда приходят волонтеры и помогают отдельно кому-то. И еще у нас есть украинская католическая церковь, они собирают одежду, посуду, всякие вещи. Беженцы приходят туда и могут выбрать
По поводу жилья я тут выше написал - не очень пока понимаю, что нам с этим делать. У нас у самих съемная квартира, мы формально имеем право держать гостей не больше шести недель. Если до этого ничего не найдем, то придется переезжать в спортзал...
--- Проблема в том, что найти жилье в Тюбингене ОЧЕНЬ ТРУДНО, не то что для беженцев, а для любой семьи. Город специально сам ищет квартиры для беженцев, но предоставляет их только тем, кто живет в центре размещения беженцев в спортзале. Т.е. если семья живет в спортзале, она может просто ждать, пока им найдут и дадут квартиру. А если она живет частным образом, например, у нас дома, то фиг; если сам найдешь что-нибудь, то город оплатит, но если нет, то твоя проблема. ---
Да, приблизительно так. Одна семья, которую поселили в центр бездомных (не знаю, какие там условия ) спрашивали могут ли их куда-то в другое место, потому что там много людей и шумно. Их с вокзала просто полиция туда поселила. Так вот на вопрос, можно ли куда-то в другое место, то им ответили, что имеет смысл пойти в спортзал, так как оттуда стараются переселить в нормальное место. Но где этих мест набрать?
Дима, нужно как-то по знакомым спрашивать. Просто у всех на работе, соседей и знакомых. Может окажется, что у кого-то маленькая квартирка есть или чердачный этаж сдается. У нас тут пара таких случаев уже была. Но в целом я не представляю, где взять столько жилья
А расскажите, они приезжают в Берлин, вас, в смысле волонтеров, там легко найти? Или вы сами встречаете поезда из Польши? Какие у вас отличительные знаки?
Обычно заранее известно, на какую платформу прибывают поезда, на которых могут быть беженцы, и волонтеры выходят встречать этот поезд. Но иногда бывает путаница, и тогда может быть, что и нет никого, или приехало много людей, а вышло встречать 2 человека. Тогда беженцам надо спускаться (или подниматься) и искать волонтеров самим.
Сейчас русско- и украиноязычные волонтеры ходят в зеленых жилетах с желтой наклейкой. Без желтой наклейки - волонтеры, которые не говорят на рус или укр. Но время от времени они меняют цвета жилетов )))
Волонтеры на автобусном вокзале в желтых (немцы) или оранжевых (рус, укр) жилетах.
Вообще волонтеров очень много. Но многие беженцы стесняются к нам обращаться. Поэтому мы ходим по вокзалу и спрашиваем у всех, кто выглядит потерянно, нужна ли им помощь.
Некоторые знают куда едут, у них есть к кому. С этими проще: помогаем взять билет (билет все равно нужен, но он бесплатный) по германии или за границу и сажаем на поезд, если нужна помощь.
А некоторые приехали вникуда. Таких мы отравляем во временный центр в Тегеле, где их якобы уже распределяют в какие-то города и организованно отправляют туда.
Дело в том, что в Тегеле никто из волонтеров не был, и что и как там происходит никто конкретно не знает.
Большинство беженцев не говорит ни на каких иностранных языках. Людям, которые потеряли все, нужна какая-то опора, стабильность. Понимание, что будет происходить дальше. Возможность принимать информированные решения касательно собственной жизни. Этого нет.
Они задают вопросы: где лучше? Куда ехать? Что там будет? Где будем жить?
Мы не знаем. Нам только общий инструктаж дали: всех в Тегель, дальше там разберутся.
Вот бы узнать, что и как происходит в центрах временного разрешения. Сколько они живут в спортзале. Как быстро им находят жилье. Какая там еда (все уже задолбались есть бутерброды). Будет ли работа?
Reply
Я не думаю, что имеет смысл людей из Берлина направлять именно в Тюбинген: у нас маленький город с очень дорогим жильем... Но, честно говоря, понятия не имею, где лучше. Может, в больших городах подешевле, типа Франкфурта/Дюссельдорфа/Кельна, что-то такое? Не знаю. Я даже про Тюбинген толком не знаю: например, сколько времени люди живут в спортзале. В мэрии мне говорят, что неделю-две, но, может, они приукрашивают. Попробую уточнить.
Что касается работы, то без языка (особенно если и без английского) вряд ли что-то можно найти. Если хотеть оставаться в Германии, то надо учить язык как можно быстрее. Но так, я думаю, везде.
Reply
Я могу рассказать вам, как у нас в Ной-Ульме (Бавария). В спорт-залах люди живут от 3х дней до недели. Потом стараются найти что-то лучше. Расселяют в помещениях типа детских лагерей, общежития или вот Landratsamt снимает отель для беженцев (отель хороший, но владелец хотел его снести, чтобы построить что-то другое, а жители против, поэтому снос заморожен и люди там живут). В обед привозят горячую еду, а завтрак-ужин - хлеб, масло, сыр, колбаса. Но есть и яблоки, бананы, огурцы. Людям с детьми там все равно не очень удобно, потому что нет возможности готовить самим. И в номерах нет холодильника.
Есть те, кто живут в семьях.
С работой так: в гостиницы или куда-то в гастрономию нужны люди, можно и без языка, это простая низкооплачиваемая работа, 11-12 евро в час, но люди идут. Уже пару женщин устроились. Много работы без знания языка на всяких складах. Проблема скорее в том, что некуда деть детей дошкольного возраста. В садах мест нет
Reply
Есть ли волонтеры и переводчики? Дают ли вещи первой необходимости или надо самому искать?
Как у вас стыкуются волонтеры и государственная машина? Тут в берлине я вижу некоторый дисконект между волонтерами и крупными благотворителями (типа мальтезе)/госслужбами. У последних есть ресурсы на помощь в глобальных масштабах (деньги, помещения, инфраструктура), но волонтеры могут быстрее организоваться оказать помощь на местах или индивидуально. Например, Красный Крест организовал ночлег в выставочном комплексе Мессе для сотен людей, но у них ни одного переводчика, кроме охранника, который родом из Узбекистана случайно оказался. Я туда стала приходить переводить им, пыталась донести, что они могут сами добавиться в volunteer-planner.org и люди будут приходить, но похоже что маховик сложно запустить, никто ответственности не несет.
Я вообще не житель германии, я иностранка, которая вот прилетела, вещи в гостиницу и сразу на вокзал, понятия не имею, как устраиваются иммигранты.
Но я вижу, что у меня-то есть ресурс во всем этом разобраться, а у многих приезжающих украинцев - вообще никакого. Некоторые не понимают, что находятся в Берлине или не могут произнести слово "Берлин". Пожилые-одинокие совсем в растерянности. Нем не представить, какую травму они пережили. Требовать от них, чтобы они в абсолютно новой реальности вдруг начали проявлять инициативу и во всем разбирались, нельзя.
Reply
Я даже представить себе боюсь, какой там масштаб в Берлине, потому что тут уже наплыв, а как там - это наверное не объять. Хотя в Берлине должно быть и больше волонтеров.
Я в самые первые дни оставила своей знакомой из отдела по делам иностранцев свой телефон, чтобы переводить. У них есть список с еще может 10 людьми. Звонят, когда нужно. Стараются, чтобы на первичной регистрации ( отпечатки пальцев, папа вопросов, фото) кто-то был, кто переведет. У людей всегда много вопросов. Они выдают на месте сразу бумагу с данными и говорят, что с этой бумагой можете идти в соц. службу и получить там деньги и страховку. Очень быстро, буквально на второй день у нас склепали брошюрку с адресами и контактами, и первый языковой курс. Первые недели регистрация была в одном здании, а соц.служба в другом, и вот там переводчиков нет. Сейчас все в одном здании у нас, и я иногда успеваю пока другим снимают отпечатки сбегать с людьми на этаж ниже и объяснить. Хотя сейчас по ходу объясняю заранее и спрашиваю, что может еще нужно.
Но вообще люди сами должны еще что-то говорить и спрашивать.
На вокзале у нас есть красный крест и волонтеры. Они направляют, куда ночевать. Сами городские власти пытаются потом из спортзала расселить. К ним приходят иногда люди и говорят, что могут взять себе домой кого-то или предлагают сдать жилье. Еще у нас сейчас все хорошо объяснено на сайте Landratsamt. И постоянно обновляется.
Но еще волонтеры создали чат в телеграме, где объясняют людям. Там же люди иногда просят прийти помочь с переводом к врачу, в банк и т.д. Там же создали уже даже бот, где автоматически выдается информация по многим каналам.
В школы нужно идти самим, просто в ближайшую. Хотя есть сейчас центральный отдел при городской ратуше. С садиками люди ходят сами, но шансов нет.
Я не представляю, как пожилым людям, если они сами. Я даже не понимаю, зачем они, если сами и в никуда приехали в чужую страну, потому что это неизбежный стресс и гарантированный синдром беженца
Reply
Спасибо за информацию!
Reply
Если грубо говоря, то очень многое лежит на волонтерах. Работу просто никто не принесёт. Есть фирмы, которым всегда нужна рабочая сила, какие-то большие заводы, склады, но уже и много онлайн порталов, где украинцам предлагают работу.
У нас еще подключились местные церкви, организовывают встречи и люди сами обмениваются информацией. Туда приходят волонтеры и помогают отдельно кому-то. И еще у нас есть украинская католическая церковь, они собирают одежду, посуду, всякие вещи. Беженцы приходят туда и могут выбрать
Reply
---
Проблема в том, что найти жилье в Тюбингене ОЧЕНЬ ТРУДНО, не то что для беженцев, а для любой семьи. Город специально сам ищет квартиры для беженцев, но предоставляет их только тем, кто живет в центре размещения беженцев в спортзале. Т.е. если семья живет в спортзале, она может просто ждать, пока им найдут и дадут квартиру. А если она живет частным образом, например, у нас дома, то фиг; если сам найдешь что-нибудь, то город оплатит, но если нет, то твоя проблема.
---
Reply
Да, приблизительно так. Одна семья, которую поселили в центр бездомных (не знаю, какие там условия ) спрашивали могут ли их куда-то в другое место, потому что там много людей и шумно. Их с вокзала просто полиция туда поселила. Так вот на вопрос, можно ли куда-то в другое место, то им ответили, что имеет смысл пойти в спортзал, так как оттуда стараются переселить в нормальное место. Но где этих мест набрать?
Дима, нужно как-то по знакомым спрашивать. Просто у всех на работе, соседей и знакомых. Может окажется, что у кого-то маленькая квартирка есть или чердачный этаж сдается. У нас тут пара таких случаев уже была. Но в целом я не представляю, где взять столько жилья
Reply
Добавлю еще, что в Ульме через Дунай от Ной-Ульма, но уже Баден-Вюртемберг) там селят сразу в общежитие. Но я пока не знаю, какие там условия.
Reply
Так дайте свой телефон кому-нибудь из беженцев, которых туда направляют.
Reply
Reply
Сейчас русско- и украиноязычные волонтеры ходят в зеленых жилетах с желтой наклейкой. Без желтой наклейки - волонтеры, которые не говорят на рус или укр. Но время от времени они меняют цвета жилетов )))
Волонтеры на автобусном вокзале в желтых (немцы) или оранжевых (рус, укр) жилетах.
Вообще волонтеров очень много. Но многие беженцы стесняются к нам обращаться. Поэтому мы ходим по вокзалу и спрашиваем у всех, кто выглядит потерянно, нужна ли им помощь.
Reply
Leave a comment