Речь, как понимаете, пойдет не о хлебах и травах, а о том посевном материале, на котором писатели и журналисты взращивают "разумное, доброе, вечное". Точнее, даже не об основной "зерновой культуре", а лишь о той примеси мелких, но весьма живучих семян, которые, как всё естественное, из раза в раз упорно прорастают на любом, даже самом тщательно
(
Read more... )
Вот вам еще пример, но уже с семантическим, а не только с т.с. "логическим", плеоназмом, смотрите рассуждения:
Вспомните обычную четвероногую собаку. Разве она отдает отчет своим действиям? Дальше - бла-бла-бла... Вывод: мой подзащитный влез в дом пострадавшего на четвереньках, разве это не показатель того, что он был не при своем уме.
Как видите, оратор не зря изначально допустил плеоназм, акцентировав внимание на "четвероногости".
В своем тексте я, по понятным причинам, этого не расписывал, но все же попытался объяснить. Наверное, в том контексте было бы корректнее писать не об ошибке, а о признаке ошибки, но я старался придерживаться категорий определенных самой риторикой.
Кстати и об отношении логики к многословию. С точки зрения логики - да. Многословие вообще не порок. А с точки зрения риторики - порок. Во-первых, оно (многословие) отделено от понятия плеоназма - это отдельное явление. А во-вторых, оно считается вредным само по себе, что объяснялось выражением: Qui nimium probat, nihil probat (кто доказывает много, тот ничего не доказывает). В целом, многословие относилось к ошибке называемой "Аргумент, страдающий избыточностью доказательств" (argumentum nimium probans).
Вот, видимо, потому что ни логика, ни стилистика, ни психология не могут сегодня полностью ответить на все нужные вопросы, и происходит современный возврат к риторике.
Reply
Reply
Leave a comment