Сестра моя
lemura пошла перечитывать Бажова и написала по итогам пост. В
пост по ссылке (чтоб не распылять обсуждение) приглашается
djtigerratt и все, кто тоже хотел бы поговорить на эту тему.
Цитата:
""Малахитовая шкатулка". Перечитала я ее и отметила следующие пункты.
1) Танюшка - дочь хозяйки и, вероятно, Степана. Это очевидно, это мы берем за точку отсчета.
2) Украшения из шкатулки годятся ей, НО до прихода хозяйки с визитом камни в полную силу не входят. И после ее ухода светить, похоже, перестают.
3) когда паротина жена шкатулку купила, то обратила внимание именно на камни. Она боится, что мастер (которому она хочет отдать украшения на подгонку), камни украдет. При этом мастера (все до одного) украшения рассматривают очень внимательно, а на камни даже не смотрят (так у Бажова).
4) Танюшке зачем-то очень надо в "палату, малахитом тятиной работы обделанную", причем там должна быть царица. Ну, не всерьез же она за барина замуж собралась. Ей явно нужна именно палата, царица и украшения из шкатулки в одной точке пространства.
5) в малахитовой палате Танюшка исчезает (и появляется у хозяйки), а камни из украшений - остаются. Но теряют свою природу ("который капелькой свернется...")
Изложила сие мужу. Муж сказал, что у башкирских шаманов некоторые обряды включали в себя присутствие особых людей (вот нам и царица) и специального набора камней. Кстати, после обряда камни обычно шли в расход и больше ни на что не годились (их рассыпали на месте обряда, например). Кстати, на камнях, согласно обряду, стоял копытами священный лось. Ничего не напоминает?).
То есть если сравнить обряд и то, что нам известно из сказки, получается, что это Танюшкина инициация и переход на темную сторону в Медную гору. В палате из малахита, добытого отцом, в украшениях матери...
И сделаны украшения для самой хозяйки (или кого-то ее крови). То бишь мастера не глядят на камни (а что там, обрядовый набор, все его знают), а глядят фактически на ключ от портала перехода. И прекрасно понимают, для кого он"
Комментировать не у меня, а у
lemura.