Oct 28, 2013 11:36
Депутат от фракции КПРФ К.В. Ширшов выступил на заседании Государственной Думы с вопросом о проекте федерального закона № 221053-6 "О внесении изменений в пункт 13 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся технического оформления списков избирателей в избирательных комиссиях).
К.В. Ширшов:
«Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые коллеги! Мы с вами очень много пишем, мы пишем и пишем - а я вам напомню, что за 200 граммов творога сегодня люди в магазине платят уже 58 рублей, мы пишем и пишем - а булка хлеба как стоила, так и стоит, при этом цена на зерно продовольственное всё ниже и ниже. Когда мы рассматривали вопрос о том, на сколько увеличится стоимость хлебобулочных изделий для населения, одним из основных обоснований был мировой кризис и высокая стоимость зерна. Мы пишем - а хлеб столько же и стоит, а крестьянам уже, извините, нечем трактора заправлять.
Мы пишем - вопрос: для кого? Наверное, для России. Что такое Россия? Все, начиная от Ивана Грозного, Петра I и заканчивая нашим действующим президентом Владимиром Владимировичем Путиным, на этот вопрос пытались найти ответ. По-разному считали, что такое Россия, и наши классики. Вспомните Николая Васильевича Гоголя: птицей-тройкой он считал нашу страну. По-разному нас оценивают и за бугром: кто-то нас считает осью зла, любители зелёных всяких насаждений - местом произрастания самшитовых рощ и территорией, где живут амурские тигры. Но если мы примем за основу, что Россия - это прежде всего многонациональный народ, тогда получается, что для того, чтобы мы все жили мирно, мы должны соблюдать законы, а чтобы мы их могли соблюдать, мы должны их читать, а кто-то, наверное, и писать. Первая и главная книга в нашей стране - это азбука. После того как мы научились произносить звуки и писать буквы, мы учимся их складывать - получаются слова. Чтобы научиться правильно понимать слова, нужна вторая книга, которую прочёл также каждый, не от корки до корки, но к которой обращались все мы, - это словарь, например, Ожегова или Даля. Третья книга, в которой многие из нас находят ответы на свои вопросы, житейские в том числе, - это, конечно же, святые писания, которые изложены в зависимости от религиозной принадлежности.
Вот мы с вами не так давно приняли закон, согласно которому один раз в году большая часть населения нашей страны живёт по правилам, изложенным в 67-м федеральном законе, который называется "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В этом законе, в статье, которая регламентирует день выборов (есть одноимённый художественный фильм), всё подробно прописано: во сколько открывается избирательный участок, где находятся урны, где находится сейф... И это правильно, потому что в этот день возникают тысячи вопросов у тех, кто является наблюдателем, они пришли туда в первый раз в своей жизни, исходя из своей гражданской позиции согласились весь день и всю ночь находиться там, чтобы обеспечить легитимность избирательного процесса, и у тех, кто там работает уже не первый раз, у членов комиссии с совещательным голосом и, самое главное, с решающим голосом. Все они живут по этой конституции - конституции этого дня, и чем подробнее там всё расписано, тем меньше вопросов, как правильно читать то, что там написано.
Мы внимательно изучили, что же написано в нашем 67-м федеральном законе, и обратили внимание на некоторые пробелы. Обратили внимание не просто так, а потому, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные, оказываются в очень непростой ситуации, когда прокуратура читает основной закон о выборах так, как она его читает, и правильно, наверное, делает, но Центральная избирательная комиссия считает, что в этом законе есть пробелы.
О чём же идёт речь, уважаемые коллеги? Речь идёт о списках избирателей. Я не хочу быть голословным, поэтому сошлюсь на постановление прокуратуры одного из субъектов Российской Федерации. Это постановление было вынесено в день выборов на основании многочисленных жалоб, которые были поданы членами комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, на действие или бездействие избирательной комиссии. Какое постановление вынесла прокуратура, уважаемые коллеги? В постановлении сказано, что в соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 17 федерального закона 67-го при разделении первого экземпляра списка избирателей на отдельные книги участковой избирательной комиссией "каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована, что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью её председателя". Однако дальше называются конкретные избирательные участковые комиссии, где данные книги были прошиты металлическими - подчёркиваю - скобами посредством степлера, что не обеспечило должной брошюровки, а скрепление печатями участковой избирательной комиссии и подписями не было сделано своевременно и так далее. Таким образом, территориальной избирательной комиссией была дана неверная оценка указанным требованиям законодательства, неправильно ориентированы члены избирательной комиссии в части приведения книг списков избирателей в соответствие с требованиями избирательного законодательства.
Теперь посмотрите на дату, когда было принято это представление прокуратуры: 9-го числа 11-го месяца 2012 года. Владимир Николаевич, 2012 года! Что же дальше? Через месяц избирательная комиссия субъекта Федерации, получив данное решение, естественно, должна была отреагировать, и она отреагировала - так, как рекомендовала прокуратура. При этом сделали соответствующий запрос в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, откуда был получен ответ - теперь обратите внимание на дату - 07.12.2012, то есть через месяц без двух дней, где написано, что в соответствии с пунктом 13 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждая книга списка избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью её председателя. А вот теперь внимание: при этом ни указанный закон, ни нормативные - подчёркиваю, - ни нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не устанавливают требований к конкретному способу брошюрования книги списка избирателей, то есть получается, что Центральная избирательная комиссия говорит нам, что в данном случае это пробел в законе. Мы своей инициативой предлагаем дополнить статью 13 разъяснением, что каждая книга списка избирателей должна быть сброшюрована способом, исключающим возможность извлечения (подмены) листов списка избирателей без нарушения целостности прошивки, что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя на обороте последнего листа списка избирателей на месте его брошюровки. С нашей точки зрения, это позволит устранить двоякое толкование слов "по смыслу" и действовать просто согласно букве закона. Спасибо за внимание».