Стайнтор Расмуссен, Смерть приходит в клуб вязания, роман
Перевод: Андрей Мельников, Издательство: ИД "Городец", Серия: НордБук, ISBN: 978-5-907358-58-4
Мне всегда было интересно откуда в ужастиках взялся штамп (ставший чуть ли не законом жанра): некое Зло(тм) начинает захват мира с маленькой обособленной общины или просто безудержно царит там (например, как в классическом
Стивен Кинг - Дети кукурузы ). Ведь, проще начинать экспансию с большого города с его космополитизмом, открытостью взглядов и без оглядки на маленькую общину, в которой "все всех знают" до такой степени, что не запирают двери. Прочитав этот роман, я поняла почему: такие сообщества, замкнутые сами на себе до ощущения тюремной камеры - это его, Зла, целевая аудитория.
В данном случае пришествие Зла случилось на Фарерских островах. Да-да, это те самые Фарерские острова (между Данией и Норвегией), где живут потомки норвежских викингов (на сегодняшний день примерно 54 тыс. человек), где письменность появилась в конце XVIII века. И да, это те самые Фарерские острова, чьей традицией является гриндадрап, или фестиваль убийства на дельфинов-гринд, когда вода у берега краснеет от крови забитых животных. Несколько сотен человек наблюдают за процессом с берега, подбадривая любителей бессмысленного убийства прекрасных морских животных радостными воплями. Каждый год охотники забивают около 950 гринд, или черных дельфинов. Белобоких дельфинов убивают меньше, но с не меньшим энтузиазмом. Отвратительно, правда? Но местные жители считают эту бойню дельфинов неотъемлемой частью своей культуры. Вкратце, этого достаточно, чтобы представить себе место действия этого романа (и составить представление о культуре Фарерских островов).
Ах, да, ещё стоит упомянуть о религиозности жителей: в Х веке св.Олаф принёс им христианство, сейчас - в основном, лютеранство (независимая Церковь Фарерских островов), и, судя по роману Стайнтора Расмуссена, влияние христианства там до сих пор сильно. Не раз мне вспомнилась цитата "Духовные, ять, люди..." из
Терри Пратчетт - Правда , при чтении этой книги.
Герои романа не вызвали у меня ни сочувствия, ни сопереживания, за исключением, разве что, убийцы - вот её мне было жаль.
Полиция тут показана предельно беспомощной, и если бы не невероятное везение, то преступник так и не был бы выявлен. Вообще, с везением/совпадениями тут всё просто сказочно. А, вот, с методикой расследования - нет. Тут нет ничего, по сути, кроме переживаний полицейского и досужих сплетен. На дворе 21-ый век? Да ладно... судя по тому как велось расследование, этого не скажешь (и где, спрашивается, команда экспертов в белых костюмах, анализ ДНК улик и т.д., к которым нас уже приучили современные детективы? ну, на Фарерах, видать, так не принято).
Само по себе убийство, впрочем, тоже не кажется убедительным (в отличии от мотива). Убедительны только описания красот острова, где всё и происходит, городка и атмосферы замкнутого сообщества с его сплетнями и предвзятостью.
В целом, история не из интересных (довольно предсказуемо - убийцу вы вычислите почти сразу), банальный (при всей его чудовищной обыденности) мотив, никакое расследование, неживые диалоги, картонные герои. Скучно... Можно было и не читать. И да, тэг "Графомания", присвоенный этому детективному роману не случаен.
отсюда