Краткая история быта и частной жизни, монография, Билл Брайсон, Перевод: Т.В. Трефилова, Издательство: АСТ, ISBN: 978-5-17-083335-1, Год издания: 2014
На самом деле это, скорее, история быта и жизни в Англии и США. О других странах автор тоже пишет, но скорее, упоминает (чаще всего - Францию, что не удивительно). Свой дом - старый дом приходского священника в деревне в графстве Норфолк, построенный в 19-м веке, Билл Брайсон превратил в своеобразный портал в прошлое. Переходя из одного помещения в другое, он рассказывает о том, как жили люди последние 150 лет: что носили, что ели, как воспитывали детей, как строили отношения в семье и вне её и так далее. Больше всего, что тоже ожидаемо, он пишет про викторианский период Великобритании и про Позолоченный Века США.
Начав с того, что же является домом и когда (приблизительно, конечно - на примере древнего поселения каменного века, случайно открывшегося в результате сильной бури зимой 1850 года, сорвавшей часть холма на берегу залива Скайл в Шотландии) возникло само понятие "дом", автор разворачивает перед читателем увлекательный мир прошлого... И ужасающий тоже. Читая, не могла отделаться от мысли: какое счастье, что я живу в нынешние времена, без тех чудовищных антисанитарии, дискомфорта, убийственной медицины грязных рук и навязчивой человеческой прислуги прошлых веков. И как же здорово, что у нас есть электричество, связь, быстрый доступ к информации, бытовые приборы и прочие милые нечеловеческие помощники (человеческий персонал прислуги - это отдельная тема, вызывавшая содрогание), сделавшие нашу жизнь такой уютной и относительно безопасной.
Но увы, я так и не нашла ответа на вопрос, который давно задаю себе с недоумением: что подвигло людей, видевших преимущества римской цивилизации (прежде всего - комфорт, гигиену и, самое главное, логику) отказаться от всего этого (не только варваров, но и потомков оной римской цивилизации)? Ради чего? Ради первобытных племенных традиций (более всего напоминающих отношения в обезьяньем стаде) или ради сомнительной идеи морального превосходства, проявляющегося в грязи/скотстве/невежестве? Билл Брайсон винит в этом религию и проявления трибализма (это про Британию), как ответ на экспансию более глобальной римской цивилизации. Но, может, всё куда проще: для того, чтобы оскотиниться не нужно прилагать усилий, а поддержание цивилизационного уровня требует усилий? Или есть какое-то другое объяснение? Надеюсь, я когда-нибудь найду ответ на этот вопрос...
Тем не менее, отказавшись от удобных римских жилищ (с центральным отоплением, с подогреваемыми полами, с водопроводом и прочими удобствами), люди постепенно отказались и от гигиены, да ещё и так надолго! Удивительно, как вообще они выжили-то? Те разделы книги, где автор пишет о чудовищной антисанитарии и тогдашней медицине (не читайте эти разделы за завтраком!!!) вызывают ужас. Впрочем, как и раздел, посвящённый еде (написано интересно, спору нет): я бы умерла на месте, если бы мне довелось съесть большинство из описанного, а от количества поедаемого уж точно разорвало бы любого современного человека (видимо у викторианцев в теле был портал, вроде чёрной дыры, в другое измерение - иначе поглощение таких раблезианских объёмов пищи я объяснить не могу (^__^)).
Судя по прочитанному, дискомфорт (почти всегда на грани самоистязания - разделы "Гардеробная" и "Детская" наглядная тому иллюстрация!) тогда был нормой. И даже жизнь короля (например, в конце 1700-х) была нелегка... (^__^)
... король Георг III, в поисках уединения, отправился в Уэймут, сонный портовый городишко на западе Дорсета, но обнаружил на пляже тысячи доброжелательных зевак, жаждущих увидеть первое погружение его величества. Когда монарх вошел в воду, облаченный в обширный халат из голубой саржи, оркестр, спрятанный в соседнем фургончике-купальне, грянул «Боже, храни короля».
Несмотря на всю эту помпу, королю понравилось в Уэймуте; он ездил туда почти ежегодно - до тех пор, пока его психическая болезнь не прогрессировала настолько, что он уже не смог появляться на публике.
А потом, с промышленной революцией, пришёл и прогресс... ну, или то, что они назвали прогрессом (нет, мыть руки врачу перед операцией всё ещё считалось напрасными хлопотами), но стало интереснее. Изобретения посыпались, как из рога изобилия... Не все они были безопасны (например, про убийственную краску "зелень Шееле", упоминаемую автором, подробнее написано тут:
Нил Брэдбери - Яды. Великолепная история человечества ), не все изобретения даже были разумны (история о бетонном увлечении Томаса Эдисона очаровательна! идея строить дома из бетона не столь уж плоха, но всё из бетона? бетонная же мебель, бетонные рамки для картин, даже пианино из бетона? а что, отличная идея, решил Эдисон... в отличие от беспроводной связи, у которой "нет будущего", как он утверждал). А, вот, описание процесса постройки Эйфелевой башни завораживает! Это лучше любого триллера - не оторваться! И история возникновения общественных садов и парков увлекательна...
Да всё тут описано интересно, на самом-то деле! Трудно удержаться от цитирования целых кусков подряд. И да - я точно перечитаю эту книгу хотя бы ещё раз! Текст настолько информативный, что точно кое-что забудется со временем. И написано настолько легко и живо, что читать эту книгу - отдельное удовольствие!