Во второй раз вчера посчастливилось мне побывать на выставке "Видение танца", посвященной знаменитым Русским сезонам Дягилева. Второй раз потребовался для того, чтобы в полной мере насладиться избранными шедеврами. С первого раза просто не хватает сил и времени, чтобы прочувствовать все, что там есть. В воображении оживают спектакли, их герои и атмосфера. Становится понятно, почему парижская публика от изумления и восторга смотрела балеты стоя, залазила на кресла и кричала, как малые дети, а самые чувствительные дамы падали в обморок, настолько увиденное шокировало их. Буйство красок, света, форм, абсолютно немыслимых для сцены не только тех лет, но и для современного театра (чего он только не видел). Балет "Кошка" или "Ода".... вот откуда хай тек черпал вдохновение! А это всего лишьсамое начало 20 века. Чего стоят одни только афиши! КАждая черта костюма, шляпки, прически, манеры поведения актрис и актеров внимательно отслеживалась европейскими аристократами и тут же отражалась в повседневной моде. Одной и предпосылок появления последнего Большого Исторического стиля Ар-деко были имеено дягилевские балеты, сводившие с ума пол-Европы.
И это все, и много-много больше отражено в этой экспозиции. Кругом образы-образы-образы,голова идет кругом, и каждый раз не хватает душевных сил переварить выставку до конца.
Очень горестно, что подобные шедевры сегодня могут творить лишь иностранные труппы во главе с Цирк дю Солей. Русская душа умерла. Мне хочется верить, что все-таки спит...
Лев Бакст, эскизы костюмов