[страница 16]
Температура и влажность в большинстве районов страны были намного выше тех, к которым привыкли американские войска,{52} и вызванное этим расслабление грозило снижением эффективности и высоким уровнем заболеваемости многими эндемическими заболеваниями. Малярия, тиф, холера, дизентерия и венерические заболевания представляли постоянную опасность для прибывающих солдат. Чрезмерные осадки в сезон дождей задерживали строительство {53} аэродромов и предоставление жилья, в то время как пыльные условия в сухой сезон создавали множество оперативных проблем. {54}
Однако время генерала Бреретона и его немногих штабных офицеров не могло быть полностью посвящено базовому планированию, поскольку японцы были заняты неустанным наступлением на Мандалай, ключевой город центральной Бирмы. {55}
Удержание Бирмы было настолько важным для проведения успешных военных операций против японцев в Азии, что ее потеря потребовала бы полного пересмотра общей стратегии, которой следовало следовать на театре военных действий. Потеря Рангуна уже лишила союзников единственного порта, из которого поставки могли быть доставлены по железной дороге к нижнему концу Бирманской дороги. Не было ни железных дорог, ни хороших автомагистралей, ведущих из Индии в Бирму, но считалось возможным транспортировать поставки по сухопутным тропам в верхнюю Бирму и оттуда в Китай. Перспектива того, что Бирма может быть полностью захвачена, угрожала союзникам альтернативами развития воздушного транспортного обслуживания значительных масштабов из Индии в Китай либо же отказа от всякой надежды на проведение воздушных операций из Китая, с вытекающим из этого риском того, что китайцы могут быть вынуждены прекратить сопротивление. Воздушная транспортная система в Китай уже была запланирована, но только как дополнение к другим [существующим линиям поставок, и эти планы включали использование аэродромов в Бирме.]
[страница 17]
Временной разрыв между закрытием наземных путей через Бирму и развитием воздушного грузового сообщения, способного заменить Бирманскую дорогу, очевидно, будет большим, и не было немыслимым, что в течение этого времени китайцы могут быть вынуждены выйти из войны. Поэтому нужно было сделать все возможное, чтобы остановить японское наступление, и военно-воздушные силы генерала Бреретона, несмотря на их жалкое состояние неподготовленности, были призваны внести свой вклад. Их основным вкладом была транспортировка припасов и эвакуация больных и раненых.
Генерал Стилвелл, командующий китайскими Пятой и Шестой армиями, присоединился к британцам в обороне Бирмы, и 24 марта генерал Бреретон совещался с ним в точке вблизи линии фронта. На следующий день японцы обошли Таунгу, а 2 апреля был эвакуирован Пром. Первая линия обороны была прорвана, и войска союзников начали отход на север.
Генерал Стилвелл вскоре обнаружил, что китайское оборудование и руководство не соответствовали поставленной задаче [k4: Он туда именно за этим приехал, чтобы так поставить вопрос], и что полной координации между британцами и китайцами добиться не удалось. Отход превратился во всеобщее отступление, и по мере того, как непрекращающиеся обстрелы мобильных японских подразделений продолжались, отступление переросло в бегство. Японское господство в воздухе было оспорено RAF и AVG, и, хотя последние нанесли большой урон вражеским самолетам, противовоздушная оборона Бирманской дороги постепенно ослабла. {56} 26 апреля был захвачен Лашио, южный терминал Бирманской дороги, а пять дней спустя пал важный железнодорожный центр в Мандалае.
[страница 18]
После падения Мандалая кампания была быстро завершена. 6 мая был занят Акьяб на побережье Бенгальского залива, а на следующий день был потерян Бхамо. 8 мая Най Мьичина, центр паромных операций в Бирме, был захвачен японцами. Наземная фаза битвы за Бирму была проиграна, и в течение следующих нескольких недель генерал Стилвелл с остатками союзных войск брел по тропам через джунгли, пытаясь достичь Индии. AVG отступила в Китай, и паромные операции были ограничены сбросом продовольствия отступающим людям.{57}
Потеря Бирмы стала серьезным ударом по всем предварительным планам воздушных операций на театре военных действий Китай-Бирма-Индия. Все ранние исследования маршрута воздушных грузовых перевозок в Китай пришлось прекратить. Концепция воздушного транспорта как дополнительной услуги к регулярным линиям снабжения была изменена, и планировщики были вынуждены мыслить в терминах воздушного грузового обслуживания, достаточно большого, чтобы заменить Бирманскую дорогу. Оперативные базы для тяжелых бомбардировщиков теперь должны были располагаться дальше на западе, таким образом оставляя потенциальные цели в Индокитае, Таиланде и Малайе вне досягаемости. Аэродромы, запланированные как тыловые, должны были быть преобразованы в передовые базы, в то время как бывшие передовые базы стали целями для будущих миссий.
Планы наземных операций подвергались серьезным пересмотрам не в меньшей степени. Возможность совместных операций китайских и британских сухопутных войск на общем фронте была исключена. Опыт убедил генерала Стилвелла, что китайскую армию необходимо реорганизовать, перевооружить и переобучить, прежде чем она сможет стать эффективной боевой силой. Время, когда можно было бы предпринять наступление на японцев в Азии, было неизбежно отнесено к отдаленному будущему.
ПРИМЕЧАНИЯ:
52. Следующие статистические данные, основанные на последних 10 годах, показывают температуру, влажность и количество осадков в муссонные месяцы на северо-востоке и северо-западе Индии:
CM-IN-3097 (12 May 42), Osmun to MILID, #130, 9 May 42.
NORTH-EAST INDIANORTHWEST INDIA
NORMAL max.TEMP min.HUMIDITY[PAINFALL]NORMAL max.TEMP min.HUMIDITY[PAINFALL]
May93.175.0817.25103.176.3450.29
June90.877.38512.91105.881.8521.60
July88.777.58814.8699.580.8684.10
Aug.88.277.68814.4995.678.4733.77
Sep.88.676.78810.4695.274.2661.50
Это средние значения для обширных территорий. В Ассаме количество осадков в год намного выше, чем в северо-восточной Индии в целом.
53.Когда на вопрос о ходе работ по проекту Ledo Road в период муссона отвечали: «[Ну], вчера мы потеряли всего четверть мили». ["[Well], we lost only a quarter of a mile yesterday."]
Tillman Durdin in New York Times, 10 Nov. 1943.
В какой-то момент в Ассаме количество осадков за год составило почти 1000 дюймов.
War Department Survey, 55.
54. Пыль в регионе Карачи-Агра часто поднималась на высоту 15 000 футов и описывалась как более сильная, чем пыльная буря в Соединенных Штатах.
Interview with G. J. Harper and [E. E. McMahen], Allison representatives, 16 Aug. 1943; interview with Col. [G. H. MacNeir], 15 July 1943.
Генерал Бреретон вскоре рекомендовал удвоить замену двигателей для Индии, поскольку двигатели выходили из строя вдвое чаще обычного. Позже он сказал, что самым большой проблемой при бомбардировке Рангуна был чрезмерный расход масла из-за пыли.
CM-IN-5789 (22 Apr. 42), Brereton to AGWAR, #Aquila 456, 22 Apr. 42; CM-IN-2153 (8 May 42), Brereton to AGWAR, #Aquila 777, 5 May 42; CM-IN-4331 (18 Apr. 42), Brereton to AGWAR, #Aquila 386, 18 Apr. 42; interview with Col. Homer L. Sanders, June 1943.
55. О действиях у Таунгу генерал Стилвелл сказал: «Действия в Таунгу были затруднены из-за поломки транспорта, задержек поставок, гнилых коммуникаций, саботажа со стороны местных жителей и политики в армии. Эти проблемы меркнут по сравнению с летаргией, некомпетентностью и невыполнением приказов, равносильных неповиновению со стороны командиров дивизий и армий. К сожалению, мои полномочия далеки от расстрельных. Прекрасный шанс нанести удар по японцам был испорчен трусливым противодействием вышеупомянутых командиров. Они полностью подвели меня трусливой имитацией атаки, пообещав ее британцам, я заставил последних предпринять общее наступление. Боюсь, что теперь я потерял лицо перед британцами. ... При существующих условиях я не могу оставаться командующим британской и Шестой армиями, не будучи марионеткой китайцев, которые могут обойти меня в любых своих действиях, а затем обвинить меня в результате ... Сохраняю всю свою [уверенность в китайском солдате, которому нужны лишь только снаряжение и руководство, чтобы не уступать кому-либо."
CM-IN-0262 (1 Apr. 42), Stilwell to AGWAR, [ ... ] 432, 1 Apr. 42.]
56. Популярные отчеты об опыте Американской добровольческой группы в Бирме см.: [k4: а не-популярные то где? армейские отчеты?]
Robert B. Hotz, With General Chennault;
Russell [Whelan], The Flying Tigers;
Leland Stowe, They Shall Not Sleep;
Olga Greenlaw, The Lady and the Tigers;
Robert L. Scott, God is My Co-Pilot; Jack Belden, Retreat With Stilwell.
57. History of India-China Ferry Command (1942).
[Оглавление книги];
[Компендиум родственных документов].