[страница 6]
......
Передовые островные аванпосты
Стратегическая ценность Перл-Харбора значительно возрастает благодаря наличию более чем десятка принадлежащих американцам островов и атоллов, пригодных для использования в качестве станций воздушного патрулирования, к западу и югу от Гавайских островов. Основа для претензий Соединенных Штатов на эти и многие другие острова в центральной части Тихого океана была заложена в период с 1790 по 1880 год. Но до мировой войны Соединенные Штаты заняли лишь только шесть необитаемых островов в центральной части Тихого океана: {29} и [в Вашингтоне они были восприняты безразлично. ]
[страница 7]
Полное осознание их стратегической ценности пришло только после марта 1935 года, когда Pan American Airways объявила о своих планах создания транстихоокеанской авиации. Почти сразу Министерство Торговли Соединенных Штатов направило три группы по четыре американца гавайского происхождения для «колонизации» островов Джарвис, Бейкер и Хауленд,{30} а в марте 1938 года аналогичные колонии были созданы в Кантоне и Эндербери.{31} Компания Pan American Airways начала строительство коммерческой авиабазы на острове Кантон в апреле 1939 года, а авиабазы Флота США в настоящее время строятся на островах Мидуэй, Уэйк, Джонстон и Пальмира.{32} С этих передовых постов самолеты Соединенных Штатов могут патрулировать фронт протяженностью более 4000 миль к западу от Гавайских островов между Уналашкой и Самоа, и в случае начала боевых действий патрульные самолеты могут вовремя обнаружить приближение противника и дать адекватное предупреждение основному Боевому Флоту Соединенных Штатов, дислоцированному в Перл-Харборе.
Когда Совет Хепберна представил свой отчет в декабре 1938 года, он указал, что со стратегической точки зрения «авиабаза на острове Мидуэй является второй по важности после Перл-Харбора... [и] остров Уэйк идет следующим. " В то время Мидуэй использовался только для ограниченных полетов гидросамолетов и, кроме того, служил станцией для Pan American Airways и Pacific Commercial Cable Company. Флот не имел базы на Уэйке, но, по-видимому, в случае острой необходимости мог бы использовать там объекты Pan American [k4: по версии дезы которая была скормлена Конгрессу]. Мидуэй и Уэйк - коралловые острова, по своей природе приспособленные к схожему развитию. Совет Хепберна рекомендовал разместить на двух островах необходимые объекты для постоянного базирования эскадрилий патрульных самолетов, а также построить на каждом пирс и прорезать канал соответствующих габаритов (30 футов глубиной и 300 футов шириной) к центральным лагунам для [[прохода]] крупных тендеров гидросамолетов (8000-12000 тонн) и подводных лодок. Однако из-за недостатка средств проекты, которые впоследствии были начаты на Уэйке, включали лишь минимальные потребности для патрульных самолетов, базирующихся на тендерах, и канал (глубиной 22 фута и шириной 200 футов), который пропускает только небольшие тендеры гидросамолетов (3000-5000 тонн) и самые маленькие из подводных лодок. На Мидуэе имеются мастерские по мелкому ремонту и техническому обслуживанию самолетов, но ни на одном из островов нет постоянных береговых сооружений для подводных лодок.{33} В соответствии с ассигнованиями марта 1941 года канал на острове Уэйк должен быть улучшен в соответствии с первоначальными спецификациями для крупных тендеров, а средства на общую сумму 9 707 000 долларов были выделены на посадочные площадки, улучшенные мощности по ремонту самолетов и полностью оборудованную базу подводных лодок на Мидуэе.{34}
Каналы прорезаются через рифы на островах Джонстон и Пальмира почти точно так же, как и на острове Уэйк, а коралловые наросты внутри лагун удалены, чтобы освободить достаточно места для маневрирования небольших тендеров и взлетной площадки для полностью загруженных самолетов. Эти аванпосты теперь служат площадками для аварийной посадки и заправочными базами для гидросамолетов, летающих с Гавайских островов.{35} Риф Кингман - 14 февраля Президент Рузвельт провозгласил его «резервацией воздушного пространства», его планировалось использовать в качестве станции Pan American Airways до [[постройки]] сооружений на острове Кантон в 1938 году - вскоре может быть развит по аналогичному принципу. Пальмира, расположенная почти на полпути от Гавайских островов до Самоа, является важной промежуточной станцией для воздушного патрулирования, действующего между этими базами, которые находятся слишком далеко друг от друга для непрерывного перелета самолетов с тяжелыми бомбовыми нагрузками. Остров Кантон [[для использования]] в качестве военно-воздушной базы был отклонен, поскольку вопрос о его принадлежности между Великобританией и Соединенными Штатами так и не был разрешен, но база Pan American предоставляет полезные промежуточные объекты не настолько далеко к востоку от маршрута Пальмира-Самоа.{36}
[страница 8]
Самоа и Гуам
Утверждение Конгрессом в марте 1941 года выделения средств на общую сумму 12 800 000 долларов на объекты оборонительной авиации на Самоа и улучшение гавани на Гуаме ознаменовало собой существенный пересмотр прошлой политики в отношении этих островных владений. Хотя с 1900 года в гавани Паго-Паго (остров Тутуила, Самоа) существовала небольшая военно-морская база, в Самоа сейчас нет ни оборонительных, ни авиационных средств.{37} Гуам, с устаревшей военно-морской базой, созданной вскоре после испано-американской войны, также практически беззащитен в настоящее время. Совет Хепберна рекомендовал создать авиабазу (со статусом тендера) в лагуне острова Роуз, Самоа, аналогично базам на Пальмире и Джонстоне, а также более крупную базу (с постоянным статусом) для самолетов и подводных лодок на Гуаме, аналогичную базе на Мидуэе. Однако военно-морское министерство отказалось от предложений [[касательно]] острова Роуз, чтобы направить имеющиеся скудные средства на более срочные проекты; Конгресс отказался одобрить планы относительно Гуама на том основании, что укрепление Гуама оскорбит Японию и продлит американскую линию обороны слишком далеко в сторону Востока в то время, когда Соединенные Штаты уходят с Филиппин. Первые признаки изменения позиции Конгресса появились в июне 1940 года, когда Конгресс проголосовал за [[выделение]] 277 000 долларов для создания «поста прослушивания авиации и подводных лодок» ["aviation and submarine listening post"] на Гуаме.{38}
Самоа стало важным фактором для авиации только благодаря совершенствованию новейших типов самолетов дальнего действия, но его стратегическое значение как перекрестка южной части Тихого океана признавалось на протяжении уже трех четвертей века. Помимо своей полезности в качестве южной конечной остановки для патрульных эскадрилий Соединенных Штатов, Самоа удобно расположено на прямом воздушном пути из Гавайев в Новую Зеландию. Для Флота и его военно-воздушных сил было бы особенно полезно, если бы на Тихом океане стало желательным активное оборонное сотрудничество с Великобританией, Австралией и Новой Зеландией. Паго-Паго также станет базой для действий надводных кораблей в целях защиты американских путей сообщения с Юго-Восточной Азией и убежищем для американских торговых судов, если рейдеры начнут активно действовать против судоходства Соединенных Штатов в этих водах. Хотя гавань недостаточно велика для полноценной эксплуатации тяжелых патрульных самолетов, а также гидросамолетов [потому на текущие средства там должны быть построены объекты для наземных самолетов.{39}]
Потенциальные возможности Гуама впервые были подчеркнуты во время мировой войны, и в декабре 1919 года Объединенный Совет Армии и Флота рекомендовал, чтобы остров был «укреплен и располагал гарнизоном, достаточным для его защиты от любой силы, которая могла бы быть направлена против него», и что первоклассная военная база должна будет быть построена в гавани Апра.{40} От этих планов отказались в 1922 году, когда в Вашингтонском договоре об ограничении военно-морских вооружений Соединенные Штаты согласились не строить новых укреплений или военно-морских баз на Алеутских островах, небольших островах в центральной части Тихого океана (за исключением Гавайских островов), Самоа, Гуаме или Филиппинах.{41} Истечение срока действия этого договора 31 декабря 1936 г. сняло ограничения на военное развитие островных владений Соединенных Штатов на Тихом океане и вновь открыло вопрос о Гуаме. Порт-Апра находится почти ровно на полпути между островом Уэйк и Манилой и является регулярной станцией на воздушном маршруте Pan American на Восток. Если Гуам станет крупной базой военно-воздушных сил и подводных лодок, он станет важным связующим звеном для воздушного сообщения военных самолетов между Гавайями и Филиппинами и значительно затруднит любые враждебные военно-морские операции в западной части Тихого океана. В случае войны между Соединенными Штатами и Японией военно-морские подразделения, базирующиеся на Гуаме, будут активно блокировать японское побережье на расстоянии менее 1300 миль. Потенциальная опасность Гуама для Японии заставила Токио опасаться планов США по освоению острова, и 24 февраля влиятельная японская газета Nichi Nichi предупредила, что «если Япония ответит на несправедливый военный вызов... Гуам, на расстоянии менее одной трети от Японии до [[территорий]] Соединенных Штатов [Гавайи] будет уничтожен одним ударом».{42}
[страница 9]
[Хотя санкционированные дноуглубительные работы, удаление коралловых наростов и строительство волнолома в гавани Апра ускорили бы его военное использование гидросамолетами, эти ограниченные проекты] вряд ли представляют опасность для Японии. Подобные японские разработки были завершены на подмандатном острове Сайпан, всего в 120 милях от гавани Апра; и другие японские острова - предположительно с базами на них - полностью окружают Гуам.{43} Из-за уязвимого положения Гуама военные власти неоднократно подчеркивали необходимость крупномасштабных укреплений, которые позволили бы островному гарнизону противостоять крупному нападению до тех пор, пока ему не будет оказана помощь с Гавайев. Однако укрепленная база Флота на Гуаме будет стоить не менее 200 миллионов долларов, а на ее строительство уйдет два или три года. В случае войны между Японией и Соединенными Штатами до завершения первоклассной обороны на Гуаме японцы могут захватить любые построенные [[там]] объекты и использовать их против американских войск на Дальнем Востоке.{43a}
{29}. Мидуэй, Куре (или Оушен-Айленд), Уэйк, Джонстон (с Песчаным островом), Пальмира (управляется как часть Гавайских островов, хотя и находится на расстоянии 960 миль) и риф Кингман. Об истории [небольших островных владений в Тихом океане см. С. В. Боггс, «Американский вклад в географические знания центральной части Тихого океана», The Geographical Review, апрель 1938 г., стр. 177-92; Д. Н. Лефф, Тихоокеанские островки дяди Сэма (Стэнфордский университет, издательство Stanford University Press, 1940).]
{30}. Подробности см. Ф. Т. Кеннер, «Американские Экваториальные острова», Американский ежегодник, '939 (Нью-Йорк, Нельсон, 1940), стр. 223-26.
{31}. 3 марта 1938 года Президент Рузвельт заявил права на острова Кантон и Эндербери от имени Соединенных Штатов, а шесть дней спустя британский посол в Вашингтоне официально зарезервировал за Великобританией право на эти острова. Споры не были разрешены до 6 апреля 1939 года, когда правительства Великобритании и США «без ущерба для своих притязаний» согласились на совместный контроль над двумя островами сроком на 50 лет. См. Дж. С. Ривз, «Соглашение по Кантону и островам Эндербери», Американский журнал международного права, июль 1939 г., PP-521-26.
{32}. Чтобы ускорить реализацию проектов строительства военно-морских сил и дноуглубительных работ на этих четырех островах и на Аляске, правительство приостановило на базах ограничения на 8-часовой рабочий день. См. Нью-Йорк Таймс, 4 января 1941 года.
{33}. Министерство Флота США, Меморандум для прессы, 17 сентября, 1940 г. Подробности обо всех базах коралловых островов см. свидетельские показания в США, 76-й Конгресс, 1-я сессия, слушания в Комитете Палаты представителей по военно-морским делам по HR 2880 (Вашингтон, правительственная типография, 1939 г.)» PP-133-62, 196-97.
{34}. Дальнейшее обсуждение этих двух островов см. Х. К. Вотоу, «Мидуэй - крошечный питомец северной части Тихого океана», Труды Военно-Морского Колледжа США, ноябрь 1940 г., стр. 1601-07; там же, «Остров Уэйк», там же, январь 1941 г., стр. 52-55.
{35}. Средства, выбранные в марте, на общую сумму 6 935 500 долларов, почти поровну разделенные между Пальмирой и Джонстоном, позволяют возвести на обеих базах взлетно-посадочные полосы для авианосных самолетов и «дополнительные авиационные объекты, включая здания, устройства доступа и оборудование». США, 77-й Конгресс, 1-я сессия, Отчет Палаты представителей № 115, стр. 1-2, 5, 7.
{36}. Острова Эндербери, Джарвис, Бейкер и Хауленд не являются атоллами и не имеют закрытых лагун, которые делают другие острова в средней части Тихого океана пригодными для полетов гидросамолетов. На случай, если более практичные сухопутные самолеты будут задействованы в длительных морских патрульных полетах за рубежом - по примеру Pan American Airways - эти острова с плоской поверхностью будут чрезвычайно полезны. Взлетно-посадочные полосы, построенные на острове Хауленд в 1937 году для злополучного тихоокеанского полета Амелии Эрхарт, [уже подготовлены к использованию. Описание программы наземных самолетов Pan American см. «Нью-Йорк Таймс», 10 ноября 1940 г.]
{37}. США, 77-й Конгресс, 1-я сессия, Отчет Палаты представителей № S5 (17 февраля 1941 г.), стр. 3.
{38}. См. «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», 13 июля 1940 г.; М.Б., «Оборона США в Тихом океане», Бюллетень международных новостей, 5 октября 1940 г., стр. 1280.
{39}. Основные расходы пойдут на строительство и оборудование поля для наземных самолетов в Тутуиле. Кроме того, планируется расширить военно-морскую базу в Паго-Паго, возвести огневые точки и установить хранилища для боеприпасов. Действующие документы Закона не предусматривают наличие базы гидросамолетов на острове Роуз, хотя и Роуз, и Тутуила были включены в указы Президента Рузвельта от 14 февраля.
{40}. США, 76-й Конгресс, 1-я сессия, Документ Палаты представителей № 65, цит., стр. 28; Капитан Ф.Л. Оливер, «Гуам держит ключ к обороне Соединенных Штатов в Тихом океане», Christian Science Monitor, 19 декабря 1940 г.
{41}. Статью XIX Договора пяти держав, текст см. Конференция по ограничению вооружений (Вашингтон, правительственная типография, 1922 г.), стр. 1581-82. В результате этого соглашения к 1932 году было вывезено все вооружение, установленное на Гуаме в 1917 и 1918 годах, а также небольшое авиационное подразделение. См. Лейтенант-коммандер Ф. Дж. Нельсон, «Гуам - наш западный форпост», Труды Военно-морского института США, январь 1940 г., стр. 84.
{42}. «Нью-Йорк Таймс», 25 февраля 1941 г.
{43}. Краткое описание улучшений на японских островах см. Нельсон, «Гуам - наш западный форпост», цит., стр. 86-88.
{43а}. См. показания майора Г. Ф. Элиота, США, 76-й Конгресс, 3-я сессия, Слушания перед сенатским комитетом по военно-морским делам по HR 8026 (Вашингтон, правительственная типография, 1940), стр. 206-07.