Эдвард Миллер. "Военный план Оранж". (часть 11.2)

Jan 04, 2024 11:01

Удивительно, что поколение морских офицеров, воспитанное на кодексе Мэхэна, приветствовало стратегию, в которой мобильность и мореходство подчинялись бою за удержание фиксированной позиции. Они упростили этот парадокс, рассудив, что, хотя морская мощь обычно должна оставаться неразделенной, когда вражеский флот находится на свободе, [[казус]] Манилы уникален, и ее обеспечение будет представлять собой «наиболее эффективное первоначальное использование Флота».{25} Приверженность фиксированной цели была правильной, согласился Op-12, потому что «смелый шаг в начале» лишает врага времени на подготовку и, в конечном счете, [[может]] оказаться менее затратным.{26}

Абсурдность кампании "Сквозного Билета" никогда не была так очевидна, как в путешествии через океан в воображении Кунца. Ум, который никогда не понимал бессмысленности американских Гибралтаров, вынашивал нелепую кавалерийскую атаку через Тихий океан. CinCUS откладывал [[ее утверждение]] до ухода из Op-12 прагматичного Уильяма Шумейкера и вступления на престол капитана Стэндли [Standley], друга, карьере которого он помог, прежде чем [[доверить ему]] проверить свою схему. Не услышав возражений со стороны Вашингтона, он с удовольствием двинулся вперед.{27} В его флоте не было офицера военного планирования, но его штабу были прикомандированы ветераны WPD: коммандер Г. Дж. Роуклифф [G. J. Rowcliff], вероятно, разработал анализ сил, а Гэннон - сценарий операции.{28} К январю 1925 г. они завершили флотские планы Оранж R-3 для [[состояния]] готовности и O-3 для операций.{29} (Планы участия Флота были пронумерованы с 1 по 13; "Флотский номер 3" позднее был изменен на "1".)

Чтобы спасти Манилу, нужно собрать и молниеносно отправить огромную экспедицию. Вуд хвастался, что американцы всегда решали неразрешимые логистические проблемы в военное время.{30} Поскольку флот уже базировался на Западном Побережье, то он мог бы сосредоточить ко [[дню]] Z+10 на Гавайях силы, превосходящие силы Императорского Флота на 25 процентов.{31} (День Z на военно-морском сленге означал одновременное начало мобилизации и войны. Армия обозначала два события как День M и День D, которые могли совпадать, а могли и не совпадать.{32}) В ожидании [[такого развития событий]] должны были быть созданы мобильные сервисные подразделения и модернизированы объекты Перл-Харбора.{33} Суда, неспособные протиснуться внутрь, будут бросать якорь под [[защитой]] минных полей на [[якорной стоянки у Мауи]] Лахайна-роудс. {34} Op-12 протестовал против этого, так как не все корабли могут быть укомплектованы и подготовлены за десять дней, и что повторный ввод в строй резервных кораблей будет отставать, если большинство обученных матросов отправятся на запад. Возможно, Флоту придется разделиться и осуществлять переход эшелонами.{35} Кунц отмахнулся от проблемы, предположив, [[то что]] он отстаивал как CNO, что ясновидящее правительство обеспечит достаточно времени для перешвартовки и снабжения, отдав приказ о мобилизации за сорок дней до войны.{36} Его не смущало и то, что в плавание [[не вышли бы]] четыре линкора, находившихся [[бы]] в капитальном ремонте; он был уверен, что бортовые залпы его четырнадцати действующих "бронекоробочек" [k4: в оригинале "battlewagons"] смогут подавить десять крупных кораблей Японии. Он также рассчитывал оставить позади устаревшие довоенные крейсера и все подводные лодки, кроме двадцати - самой большой дальности. Азиатский Экспедиционный Корпус Соединенных Штатов (United States Asiatic Expeditionary Force, USAEF), как он его назвал, будет состоять из 551 судна (см. таблицу 11.1). Для «подавляющей» воздушной мощи ей пришлось бы полагаться на экспериментальный авианосец ~Langley~, гидросамолеты на борту боевых кораблей и 300 гидросамолетов на переоборудованных тендерах. Однако кораблей с топливом в кортеже могло бы быть поменьше, чем в предыдущих оценках, потому что нефть можно было купить на Востоке. Вместо этого дополнительные суда будут перевозить боеприпасы и продовольствие на три месяца в качестве страховки от сбоев на коммуникациях.{37} Переоборудованные транспорты будут перевозить пятитысячный армейский корпус, чья тяжелая техника будет предусмотрительно складирована на Филиппинах.{38}

Объединенный Совет постановил провести вторую фазу контратаки "с минимально возможной задержкой".{39} Планировщики Флота предполагали, что Филиппины смогут продержаться шестьдесят дней (хотя Гуам будет потерян немедленно). Таким образом, даже если сбор кортежа и войск был неполным, Главнокомандующий приказывал сняться с якоря в 07:00 в день Z+14, «убежденный, что смелый наступательный шаг во многом будет способствовать победе».{40}

CinCUS, якобы, мог направиться на любую базу по своему выбору в западной части Тихого океана. Но ни для кого не было сюрпризом, что его планировщики отвергли все гавани, кроме единственной - Манильского залива. Ему также было разрешено выбрать маршрут наступления между параллелями 30° северной широты и 20° южной широты (что устраняло [[из рассмотрения]] только Алеутский путь) и решить, где USAEF сделает паузу [[в продвижении]].{41} Возможно, чтобы проверить боеспособность Флота, Кунц отправил 56 кораблей в круиз в Австралию (к радости "синих курток" эпохи Сухого закона), в рейс такой же дальности, как и на Филиппины.{42} Тем не менее, его сотрудники отклонили все курсы к югу от экватора как слишком медленные для боевой миссии. Они также решили избегать вод Мандатов из-за рейдеров и неизведанных рифов. Для соблюдения пунктуальности и секретности годился только прямой безостановочный рейс. Они утверждали, что чем быстрее переход, тем меньше дней [[они будут]] подвергается атакам и меньше будет сжигается топлива, что позволяет использовать кортеж меньшего размера и/или кортеж с большим количеством техники. Они выбрали самый быстрый путь, который не проходил слишком близко к Японии, вдоль прямой линии, огибающей 23° северной широты и проходящей между удерживаемыми врагом островами до 145° восточной долготы, «затем на север около Лусона до Манильского залива» (см. Карта 11.1).

Что касается пополнения и обороны в пути, то [[здесь]] План О-3 впадал в сюрреализм. В нем не выделялось ни одного из немногих островов в транзитной зоне для дозаправки топливом, потому что ни один из них не подходил. Из американских атоллов Подветренной Цепи, Мидуэй и Джонстон были списаны как слишком маленькие или опасно открытые, а Уэйк даже не упоминался. Лагуны Мандатов будут усеяны минами Оранжевых и подводными лодками.{43} Тем не менее, Op-12 сообщил, что необходимо будет найти средства для заправки топливом в пути.{44} Планировщики Флота ответили, что пополнение запасов будет организовано каким-то образом перед пересечением [[мередиана]] 160° восточной долготы (на полпути между Уэйком и Маркусом); небольшие корабли должны были вновь дозаправиться [[в районе]] далее на запад либо же быть взятыми на буксир. Как будет производиться заправка, не уточнялось. В ходе экспериментов в 1920-х годах Флот разработал методы дозаправки на ходу, дозволяя танкерам пополнять запасы топлива линкоров "меньшей дальности" или других крупных судов встык на скорости ниже даже «трудоемких и утомительных» десяти с половиной узлов конвоя. Заправка идущих на траверзе эсминцев, для чего некоторые военно-морские танкеры имели подходящее оборудование, продвинулась дальше. Энергичные эксперименты по передаче масел были отложены примерно до 1938 года.{45}

По мере того как [[конвой]] USAEF продвигался бы вперед, его боевые корабли рассеялись бы по океану на двенадцать сотен квадратных миль, а солдаты бы страдали от непогоды северных морей [k4: немного потерял нить повествования - причем тут солдаты ("soldiers")? причем тут северные моря ("northern seas")?], и он мог рассчитывать на живейший прием. В худшем [[варианте]] кошмара на него еще и обрушатся четыре быстроходных линейных крейсера Японии. Кунц попытался отсоединить свои боевые корабли от кортежа, чтобы им противостоять, но решил, что те смогут проскользнуть мимо и уничтожить вспомогательные корабли. Синие линкоры должны были избегать боя, за исключением крайней необходимости, либо же воспользоваться шансом уничтожить основные силы японцев, если он появится. Планировщики предсказывали, однако, что Япония подавит естественный порыв к «зрелищному» сражению в открытом море и предпримет стратегическую оборону, придерживая свои крупные корабли из страха перед «катастрофической» неудачей. Вместо этого они будут вести тактическое наступление, максимально используя [[преимущества]] позиции и мобильности. Оранжевые подводные лодки будут отслеживать экспедицию от Гавайев. Легкие Силы с Мандатов будут беспокоить ее. Другие подразделения перекроют потенциальные гавани-убежища. Но USAEF мешал бы своим мучителям с помощью воздушной разведки и авангарда «агрессивных сил» на флангах [k4: видимо отсюда и последуют необходимые ТТХ авианосцев класса ~Lexington~, и то, что их должно быть два ]. Когда он сменит курс возле Иводзимы с западного на юго-западный, в нескольких сотнях миль от баз Оранжевых на Гуаме и Бонинах, вражеские подводные лодки и самолеты будут отражены плотным прикрытием военных кораблей и «мощью воздушного нападения» Синих - должно ли оно было производиться с ~Langley~, с [[корабельных]] катапульт или взлетами с открытого моря [[самолетов с тендеров(?)]] - [[планом]] не проясняется. Наконец, армаде предстояло пройти через еще один бой промеж аэродромов Оранжевых на Формозе и Лусоне, повернуть в порт и направиться в Манильский залив.{46} На этом план, к счастью, заканчивался.

План флота O-3 был доведением до абсурда, заключавшемся в том, чтобы навязать невыполнимую политическую цель стратегии военной кампании. Главному боевому активу Америки и ее торговому флоту предстояло совершить самоубийственный рейс на отдаленную и слабую позицию. Флот узнал, что Армия стала силой, с которой при военных планировании на Тихом океане нужно было считаться. Отныне намерения сухопутной службы будут должным образом учитываться.

После 1925 г. отягощение стратегии непосредственными политическими задачами ослабло, по крайней мере, в том смысле, что [[ранее]] фиксированная цель ставилась выше свободы маневра. Только в 1940-1941 годах в планах первых кампаний войны на Тихом океане снова появились политические решения, а затем и зрелые обоснования для сдерживания либо создания союзов. В 1944 году эхо инверсии приоритетов 1920-х годов отразилось в политическом решении, согласно которому американские войска были направлены на освобождение Лусона после размещения на юге Филиппин, решении, принятом Франклином Рузвельтом по указаниям МакАртура и вопреки протестам Флота, в котором не видели в этом военного преимущества (глава 30).

Министерство Флота допустило ошибку, назначив своего самого бешенного "набегателя" для составления оперативного плана. После того, как в октябре 1925 года Кунц спустил свой флаг, худшие из вывертов его "безумного путешествия" были отменены, но к тому времени "спешка на Филиппины" превратилась в основную стратегию кампании Фазы II. Эта концепция, однако, содержала семена собственной гибели. Совместная директива 1923 г. «Создать в кратчайшие сроки американскую морскую мощь в западной части Тихого океана, превосходящую силу Японии» {47} была оксюмороном, противоречивым утверждением. Соединенные Штаты могли продвинуться в зону боевых действий либо быстро, либо превосходящими силами. Они не могли сделать [[одновременно]] и то, и другое. Фокус ["conundrum"] заключался в том, что это поглотило все остроумие американских военных планировщиков еще на десятилетие, пока они не признали нереальность миссии.

КАРТА 11.1



ТАБЛИЦА 11.1 Количество кораблей экспедиционного корпуса Флота для Дальнего Востока, 1922-1925 гг.



{a} Оценка Совета по разработке планов военно-морских верфей по запросу WPD.
{b} Тендеры гидросамолетов, оценка, количество не указано.
{c} 12 [[транспортов для]] морских пехотинцев, 27 армейских.

ПРИМЕЧАНИЯ:

25. JB to SecWar, Def of Phils, 7 Jul 23, JB-JPC Plans, May-Jul 1923.

26. Actg Dir WPD to CNO, 9 Jun 23.

27. CinCUS to CNO, Flt Operating Plan-Information Relating to, 23 Oct 24, 198-13, roll 79, SecNav & CNO Secret & Conf Corresp.

28. Navy Directory, 1924-25.

29. Plan O-3, ca. Jan 1925.

30. Gov-Genl to SecWar, 5 Feb 23.

31. Actg Dir WPD to CNO, 9 Jun 23.

32. AWPD Plan 1925.

33. GB Strategic Survey, Apr 1923.

34. Plan O-3, ca. Jan 1925, 14-23.

35. Actg Dir WPD to CNO, 9 Jun 23.

36. WPD to circulation list, 1 Nov 23. Plan O-3, ca. Jan 1925, 6-7.

37. Plan O-3, ca. Jan 1925, 48-54. CinCUS to CNO, 23 Oct 24. (Prob) Capt F. H. Schofield, GB, to Standley, Notes on Orange Plan, 14 Dec 23, 198-1:2, roll 71, SecNav & CNO Secret & Conf Corresp.

38. JB to SecWar, Def of Phils, 7 Jul 23.

39. Ibid.

40. Plan O-3, ca. Jan 1925, 35-36, 52, 59. CinCUS to CNO, 23 Oct 24.

41. Plan O-3, ca. Jan 1925, 55-59. CNO to Distribution List for Basic Readiness Plan, App F-Mobile Base Project, 20 Dec 23, 198-1, roll 71, SecNav & CNO Secret & Conf Corresp.

42. Moore, “Eagle and the Roo.”

43. Plan O-3, ca. Jan 1925, 55-59.

44. Actg Dir WPD to CNO, 9 Jun 23.

45. Plan O-3, ca. Jan 1925, 55-60. WPD to CNO, 9 Feb 27; CNO, Fueling at Sea, 28 Mar 27, BuC&R Gen Corresp, File S55-(9), vol. 1, Box 4157, RG 19, NA. Communication from Thomas Wildenburg, New City, N.Y., 4 Mar 1990.

46. Plan O-3, ca. Jan 1925, 42-52, 55-60.

47. JB-JPC Plans, May-Jul 1923.

[Оглавление книги]; [Компендиум родственных документов].

Лахайна (якорная стоянка), uss langley (cv-1; av-3), =war-plan-orange=

Previous post Next post
Up