Вашингтонский договор 1922 года не запрещал создание мобильных объектов на отдаленных островах. Командующий Четырнадцатым Военно-Морским Округом [Fourteenth Naval District], подразделением, которому было поручено защищать Перл-Харбор, был введен в заблуждение тем, что местоположение [[другого "сторожа"]] - Мидуэя располагалась наперекор от прямой линии подхода из Японии. Он выслал судно с гидросамолетом на разведку.{63} Не останавливаясь перед негативом от своей неопытного в воздушной разведке офицера,{64} он распорядился возвести каркасный наблюдательный пункт. «Даже если его заставят покинуть либо уничтожить (разрушить базовые объекты), - пояснил он, - его использование будет полностью оправдано только из-за полученной таким образом информации».{65} В 1924 году лейтенант-коммандер Джон Роджерс [John Rodgers], летчик-смельчак и потомок знаменитой военно-морской семьи, заметил участок лагуны, который мог бы стать «бесценной» базой разведки, если бы в рифе был прорезан канал, чтобы корабли могли войти [[внутрь]].{66} Но планировщики в Вашингтоне с презрением отвергли базу на Мидуэе, как дорогую, раздражающую для Японии, и притом ее невозможно защитить без Флота [k4: и в этом они, вроде как, были правы...]. Противник захватит базу, вынудив Соединенные Штаты уничтожить или отбивать ее, тем самым задержав наступление - смертный грех в эпоху агрессивных планов. Если же оставить Мидуэй в его сыром и почти бесполезном состоянии, военно-морская активность там в «каких-либо значительных масштабах» станет маловероятной. Забудьте о базе, советовали планировщики, и просто подготовьте к сносу и оставлению телеграфную кабельную станцию, возведенную там в 1903 году.{67} В 1928 году планировщики опять же не учитывали возможность воздушных операций в Подветренной цепи [[островов]], таких как налеты гидросамолетов на Перл-Харбор, запущенных с тендеров Оранжевых с Отмели Французского Фрегата [French Frigate Shoals], на полпути между Мидуэем и Оаху. Армия считала, что вражеские подводные лодки сделают атоллы непригодными для Синих. Защита Мидуэя, который был слишком удален для ударов по Перл-Харбору с воздуха, была бы «совершенно несоразмерна» его ценности.{68}
В 1930-е годы старшие планировщики резко изменили мнение ["did an about-face"]. Гидросамолеты большей дальности и создание коммерческой маршрутной остановки на Мидуэе для Flying Clipper компании Pan American Airways побудили воздушных адмиралов, таких как Кинг и Главнокомандующий Тихоокеанским флотом Джозеф Ривз [Joseph Reeves], порекомендовать [[возвести]] там базу [k4: вот только кто и кого в какой последовательности побудил - большой и интересный вопрос]. В 1935 году Ривз привел свои корабли на атолл для маневров вместе с 46 гидросамолетами, самой большой армадой, которая еще даже не встала на крыло.{69} Порицаемые ["chastened"] военные планировщики все же решили, что остров в конце концов окажется жизненно важным в военное время: «Мы должны добраться туда первыми».{70} Хотя неуклюжие попытки профинансировать базу под видом улучшения коммерческой гавани увязли в политике Конгресса,{71} даже изоляционистские политики согласились с "очень большой" оборонительной ценностью Мидуэя.{72} Совет Хепберна назвал его вторым по значимости после Перл-Харбора.{73} Но когда Командующий Флотом Клод Блох [Claud Bloch] попытался расширить проект как «жизненно важный актив в случае выдвижения Флота в западную часть Тихого океана», Министерство Флота возразило.{74}
"Атакующий" флот не сразу приспособился к обороне неподвижных пунктов посреди океана. Все надеялись, что «в конечном итоге» Армия будет защищать Мидуэй.{75} Считалось, что Оранжевые вряд ли станут высаживаться на острове либо подвергнут его обстрелу - из-за его близости к Гавайям, а также потому, что морские эксперты заверили, что береговая артиллерия сможет отразить попытки нападения. Для Блоха представляли более серьезный риск налеты авианосцев, но его рекомендация 1939 года разместить истребительные эскадрильи на Мидуэе противоречила военно-морской доктрине, согласно которой авиация должна выдвигаться вместе с Флотом. Вашингтон наложил вето на аэродром. После рассмотрения [[некоторых]] странных идей, таких как оснащение старых эсминцев зенитными платформами, Флот остановился на батальоне морской пехоты [[оснащенном]] зенитными орудиями.{76} В 1940 году боевые сводки из Европы развеяли старые предубеждения. Кошелек Конгресса был развязан, был пробит канал и построена взлетно-посадочная полоса. К 7 декабря 1941 года - Мидуэй был домом для летающих лодок и наземных самолетов и был защищен от налетов всех типов.{77}
Самый маленький страж Гавайев, остров Джонстон, находился в семистах милях к юго-западу от Перл-Харбора. Планировщики до воздушной эры рассматривали его как ступеньку к Микронезии,{78}, но эти пустяковые шестьдесят шесть акров казались бесполезными.{79} Аэрофотосъемка в 1920-х годах показала, что [[возвести]] станцию для гидросамолетов возможно,{80}, а к 1933 году планировщики флота предполагали, что летающие лодки смогут проследовать через Джонстон и помочь завоевать Маршалловы острова. {81} Совет Хепберна призвал создать небольшую разведывательную базу для замыкания круга пикетов вокруг Оаху для защиты и "мухобойки" против крейсерских гидросамолетов ["fly-swatter defense against cruiser floatplanes"].{82} Джонстон был готов к войне, но, в отличие от Мидуэя, так никогда и не притягивал Императорский Флот.
Разведывательные станции, возведенные на атоллах Внутренней Америки с 1938 по 1941 год, прикрывали все возможные подходы к Перл-Харбору, кроме северного. Кинг и другие офицеры рассматривали возможность использования воздушного челночных рейсов для наблюдения за водами между Мидуэем и Алеутскими островами,{83} но настойчивые усилия преодолеть двухтысячемильную пропасть были за пределами возможностей довоенной авиации [k4: вообще говоря PBY на грани возможностей были к этому способны, про использование в таком качестве PB2Y - вопрос открыт...]. Именно через эту брешь проскользнули японские авианосцы на пути к Перл-Харбору.
В мае 1940 года президент Франклин Рузвельт приказал большей части американского Флота направиться в Перл-Харбор, чтобы удержать Японию от наступления на европейские колонии в Азии. Передача стимулировала оборонные приготовления в восточной части Тихого океана. Частые жалобы командиров "в поле" на неготовность не изменили уверенности планировщиков в Вашингтоне в безопасности базы. Хотя планировщик Флота МакМоррис заметил в начале 1941 года, что сильный авианосный налет на Перл-Харбор может стать неожиданным началом войны, он считал риск настолько незначительным, что не выделил ни одной из семи эскадрилий летающих лодок Флота для довоенного патрулирования вокруг Оаху и только одну - для такой миссии в случае начала войны.{84}
Оборона Пёрл-Харбора накануне атаки исчерпывающе рассмотрена в других работах. Следует сделать вывод, что, несмотря на периодические спекуляции, план «Оранж» (и его преемник, план «Радуга-пять») не предвещал удар японских авианосцев. В окончательном Флотском Плане МакМорриса от июля 1941 года об этом было просто указано как о «возможном» и опущены его более ранние ссылки на временные рамки и численность.{85} Тем не менее, стратегическое представление плана о восточной части Тихого океана как о безопасном американском бастионе для развертывания наступления сохранялось во все дни войны, кроме первого. Когда японцы в следующий раз в июне 1942 года подошли к "убежищу", его безопасность была вне всяких сомнений подтверждена при Мидуэе [k4: о как...].
Битва за Мидуэй также подтвердила еще одну предпосылку плана «Оранж» в отношении восточной части Тихого океана: военно-морское столкновение на подходах к Гавайям обеспечит великолепную возможность для США. Еще в 1897 году воображаемое мини-сражение - у каждой из сторон было только два современных линкора на Тихом океане - рассматривалось как решение судьбы Гавайских островов в пользу Америки.{86} К 1911 году, однако, планировщики стали рассматривать «высшее испытание» в гавайских водах как праздное предположение, потому что вражеские дредноуты, после сопровождения внезапного десанта, должны были немедленно отойти. {87} В последующем анализе подразумевалось, что любые действия Оранжевых против Гавайских островов и атоллов будут иметь место только в том случае, если они непосредственное отношение к поражению Синего Флота. В 1928 году Флот был уверен, что «полностью разгромит» флот Оранжевых, если тот осмелится появиться в этих водах.{88} Мечты о морском сражении у американского бастиона были отложены до середины 1941 года, когда Тихоокеанский Флот разработал план по организации сражения на истребление ["battle of annihilation"] в водах близ Мидуэя (Глава 25).
ПРИМЕЧАНИЯ:
63. ONI, Quick, accurate, economical survey of possible bases for a/c & surface craft in Pac, 7 Feb 20, PD 196-3, SecNav & CNO Conf Corresp. CO Nav Air Sta Pearl Hbr to CNO, Rept of Results of Avn Reconn of Is to Westward including Midway, 12 Nov 20, Box 10, ONI, NHC, NWC.
64. District Intelligence Officer to Dir Nav Intelligence, Mil Aspects of Leeward Is of Hawaii, Johnston & Wake Is, 8 Oct 23, Box 10, ONI, NHC, NWC.
65. Cdt 14th ND to CNO, Midway I-Radio traffic sta, Recommendations for establishment, 2 Aug 23, 196-3, SecNav & CNO Conf Corresp.
66. CO Nav Air Sta Pearl Hbr to Cdt 14th ND, Rept of Annual Inspection of Naval Reservation of Midway & Reconn of Coral Is between Midway & Pearl Hbr, 16 May 24, 111-61, SecNav & CNO Conf Corresp.
67. Cook to Standley, Inspection of Nav Reservation Midway & Reconn of Coral Is between Midway & Pearl Hbr, 19 Aug 24, 111-61, SecNav & CNO Conf Corresp.
68. Local Jt A&N Planning Comm to Cdt 14th ND and CG Hawn Dept, Jt A-N Action, Def of Oahu, 13 Nov 24, Ser 350, JB Records. JPC, Army Section, Jul 1928.
69. CinCUS to CNO, Midway I, 31 Mar 34, N1-9, SecNav & CNO Secret & Conf Corresp. New York Times, 10 May 35, 1:8. “US Naval Administrative Histories of WWII,” no. 28(d), Deputy CNO (Air), 6:1404.
70. Dir WPD to CNO, Dev of Midway & Wake Is for naval use, 12 Dec 35, File NB/ND14, SecNav & CNO Secret Corresp.
71. Actg Chief of Engineers to SecWar, Prelim examination of . . . Midway I, 30 Jun 36; Actg SecWar to SecNav, 26 Mar 38, H1-18/EG60 (360109), SecNav Genl Records. CNO to CinCUS, Dev of Midway, Wake & Guam, 18 Mar 38, Box 21, Records of Base Maintenance Div, Shore Sta Dev Bd, RG 38, NA.
72. CNO, Statement to House Comm, n.d. (prob Jan 1939), Hepburn Rept Notebooks.
73. Hepburn Rept.
74. CinCUS to CNO, 28 Feb 38, File NB/ND14 1936-39, Box 259, SecNav & CNO Secret Corresp. WPL-35, CNO, Jun 1939, vol 1.
75. CNO to CinCUS, Def of is in Pac west of Honolulu belonging to US, 10 Jun 37; CNO to Maj Gen Cdt USMC, same title, 15 Sep 37, File A16/QH (Pacific), SecNav & CNO Secret Corresp.
76. Records for 1939 on defense of Midway are voluminous. See correspondence among CNO, BuAer, WPD, CinCUS, and subsidiary fleet commanders, Commandant USMC, and others in Files A16/JJ to A16/KK, Box 22, File A16-3, Box 57, Files NB/ND14 and A16-1/EG12-1, Box 236, SecNav & CNO Conf Corresp. File A16-3/FF, Box 91, File Defs of Midway Folder 1, Box 147G, WPD Files. A lengthy report is in Col Harry K. Pickett, USMC, The Defenses of Midway, n.d., ca. Aug 1939, File same name, Box 147G, WPD Files; also WPL-35, CNO, Jun 1939, vol. 1.
77. There are also many records on the development of Midway in 1940-41. Correspondence involving the WPD appears on 29 May, 13 Jul, and 22 Jul 40 in Signed Ltrs, Boxes 79-80, WPD Files. Several histories of the Battle of Midway also cover the story, as does Woodbury, Builders for Battle, chaps. 7, 10, and 11.
78. Pac Sta War Portf #3, Is & Anchorages in N Pac Belonging to US, 20 Nov 12, Folder #141, GB Records. GB to SecNav, Examination of Is of Caroline & Marshall Groups, 10 May 13, #409, GB Subj Files.
79. GB, 2d Endorsement, #414-3, 24 Jan 18, GB Subj File.
80. CO Nav Air Sta Pearl Hbr to Cdt 14th ND, Nav Reconn of Johnson [sic] I, 11 Sep 23, Box 10, ONI, NHC, NWC. Cdt 14th ND to CNO, same title, 14 Sep 23, 196-3, Sec Nav & CNO Secret & Conf Corresp. WPD, Study of Certain Pac Is, 6 Aug 27.
81. VP Sqns 1-B & 1-F to Cdr A/C Sqns, Rept of Reconn of Johnston I ... , 6 May 33, Box 10, ONI, NHC, NWC. Tentative Plan O-1, 26 Aug 33.
82. Col Harry K. Pickett USMC, Def of Johnston I, 30 Oct 39, WPD Files.
83. ComAirBatFor to CinCUS, Flt Organization-proposed change in ... , 3 May 38, File A16-3/A21 Warfare Air Services, Box 91, WPD Files.