[страница 180]
КУБА
С исторической точки зрения Куба занимала уникальное положение в воздушных операциях Pan American в регионе Латинской Америки, поскольку она была отправной точкой экспансии компании на юг. {*} 1 марта 1941 года Pan American подписала новое авиационное соглашение с правительством Кубы, которое заменило все предыдущие контракты. По его положениям Pan American получила право осуществлять воздушное сообщение в республике сроком на пять лет (со 2 марта 1941 г.) с возможностью продления срока на такой же период. {65} Операции компании Pan American на Кубе осуществлялись ее дочерней компанией Compania Nacional Cubana de Aviacion, S.A., организованной несколькими годами ранее.{66}
Аэропорт Камагуэй [Camaguey], занимающий 354 акра земли и принадлежащий PAA, должен был быть модернизирован в соответствии с первоначальным контрактом по Программе Развития Аэропортов. Во второй половине июля 1940 года Эван Янг [Evan Young] уведомил своего законного представителя на Кубе доктора Марио Лазо [Mario Lazo] о начале переговоров с кубинским правительством об экспроприации определенных земель в окрестностях аэропорта Камагуэй в целях расширения. Опасаясь, что цены на землю будут непомерными, Янг считал, что использование процедуры экспроприации приведет к значительному снижению покупных цен. {67} В августе Янг предложил получить от президента Кубы указ, предусматривающий использование аэропорта Камагуэй самолетами Соединенных Штатов; однако д-р Лазо придерживался мнения, что с юридической точки зрения такой указ не нужен.{68}
{*} См. гл. В, с. 124,
[страница 181]
После выполнения основного контракта программы развития аэропорта от 2 ноября 1940 года Янг направил Лазо проект закона о президентском указе, который был сформулирован в нью-йоркском офисе, для представления президенту Фульхенсио Батисте [Fulgencio Batista]. {69} Прежде чем официально обратиться к кубинскому правительству, Лазо счел целесообразным неофициально обсудить предлагаемый закон-декрет с Джорджем С. Мессерсмитом [George S. Messersmith], послом США на Кубе, поскольку прошлый опыт показал, что кубинские официальные лица всегда связывались с посольством США по поводу своей позиции по вопросам такого рода. 3 декабря 1940 года д-р Лазо встретился с послом Мессерсмитом и в непринужденной обстановке обсудил предложенный президентский указ-закон и Программу Развития Аэропортов на Кубе в связи с полем Камагуэй. Посол, похоже, имел общие представления о Программе Развития Аэропортов и сочувствовал ей. Вместо первоначального обсуждения закона-декрета с президентом Батистой Мессерсмит предложил обсудить его с министром обороны, который, в свою очередь, организует аудиенцию у президента.{70}
На следующий день, 4 декабря, д-р Лазо встретился с министром обороны Кубы и обсудил некоторые части предлагаемого закона-декрета, не раскрывая всего его содержания. Не упоминая военных последствий программы развития аэропорта, Лазо отметил, что улучшения в Камагуэй-Филд были необходимы для [использования более крупных самолетов Pan American на маршруте между Майами и пунктами на Кубе.]
[страница 182]
Выразив симпатию к этой просьбе, министр обороны попросил д-ра Лазо подготовить меморандум, отражающий требования, для рассмотрения президентом. Вскоре после этого Лазо представил этот меморандум министру обороны.{71}
Тем временем д-р Лазо направил послу Мессерсмиту пересмотренный проект закона о президентском указе для информационных целей. На данный момент Янг еще не дал окончательного одобрения пересмотренному проекту; следовательно, его использование ограничивалось формой внушения. Мессерсмит просил уведомить посольство перед представлением закона-декрета кубинскому правительству, поскольку в первую очередь был поднят вопрос о необходимости указа. Доктор Лазо отметил, что право Pan American на полеты над кубинской территорией косвенно содержится в договоре авиапочты компании с Кубой; если этот контракт будет расторгнут или истечет, Pan American окажется в своеобразном положении, владея кубинскими аэропортами, не имея при этом права их использовать. По мнению Лазо, закон-декрет президента исправит эту ситуацию.{72}
[страница 183]
[13 декабря 1940 года Мессерсмит сообщил Лазо, что копия проекта декрета-закона передана на рассмотрение Госдепартамента. Посол считал, что военный характер Указа, т.е. Что касается прав на эксплуатацию самолетов Pan American, Мессерсмит считал, что посольство могло бы помочь в получении этого через президентский закон-декрет. Лазо согласился не предпринимать дальнейших действий с кубинским правительством по предложенному указу до тех пор, пока не будет получен ответ от Государственного Департамента.{73}
Узнав, что проект указа получил статус официального субъекта Государственного Департамента, Янг заметил, что политика Pan American заключалась в том, чтобы информировать дипломатические миссии в зарубежных странах о деятельности компании, но что ее политика заключалась в том, чтобы не запрашивать дипломатическую помощь, если не возникнут особые обстоятельства. Янг опасался, что действия посла Мессерсмита вызовут значительную задержку реализации программы на Кубе, когда время имело решающее значение. Он считал, что для Pan American было бы более практично обсудить этот вопрос напрямую с Государственным Департаментом, а не решать его через посольство на Кубе.
Поскольку у компании не было выбора, Янг заметил, что Pan American будет ждать комментариев Государственного Департамента по проекту закона-декрета.{74}
Янг сообщил Лазо, что было принято решение отделить вопрос о правах самолетов Соединенных Штатов на использование аэропортов Pan American на Кубе от других вопросов переговоров по Программе Развития Аэропортов. Поскольку оставшиеся переговоры будут касаться только вопросов частных компаний, Лазо было поручено [проинформировать Мессерсмита, что в будущих переговорах с кубинским правительством дипломатическая помощь не потребуется. В качестве меры предосторожности против спекуляции землей Лазо предостерегли от ссылки на какие-либо конкретные объекты аэропортов, которые будут застроены в рамках Программы Развития Аэропортов.{75}]
[страница 184]
Посовещавшись с Мессерсмитом, Лазо остался убежденным, что Pan American должна работать в тесном сотрудничестве с посольством, поскольку последнее хорошо понимает американо-кубинские отношения. Лазо оправдал осторожный подход посла к кубинскому правительству тем, что противоположная политика может нанести значительный вред программе на Кубе. {76} Однако к середине января 1941 года д-р Лазо почувствовал, что, несмотря на позицию Государственного Департамента, к президенту Батисте следует обратиться как можно скорее, чтобы заручиться его поддержкой Программы. Неделей ранее Янг телеграфировал о необходимости проведения такой встречи, но посольство не одобряло обсуждение в то время, поскольку обсуждались другие вопросы, относящиеся к программе национальной обороны. По настоянию Лазо и после получения одобрения посольства министр обороны встретился 20 января с президентом Батистой и обсудил планируемые улучшения на поле Камагуэй. Хотя Президент симпатизировал Программе, оказалось, что он не был готов вести переговоры с Лазо до тех пор, пока не будет доступна более подробная информация о [Программе Развития Аэропортов.{77}]
[страница 185]
22 января Роберт Кук [Robert Cook], специальный представитель Pan American в странах Карибского бассейна, прибыл на Кубу, чтобы помочь Лазо в переговорах по Программе Развития Аэропортов. В беседах с первым секретарем посольства Кук отметил, что, учитывая уже потерянное ценное время, Pan American готова начать строительство на Камагуэй-Филд немедленно, независимо от того, будет ли одобрен проект закона о президентском указе. Поскольку в проекте указа исключено упоминание о правах на эксплуатацию самолетов Соединенных Штатов, посольство было готово дать ему осторожное одобрение. Перед отъездом с Кубы Кук пришел к выводу, что корень трудностей, возникших на переговорах по Программе развития аэропортов с кубинским правительством, лежит в отсутствии должной координации между государственным и военным ведомствами.{78}
По просьбе президента Батисты д-р Лазо в конце февраля направил президенту список стран Латинской Америки, в которых будет осуществляться Программа Развития Аэропортов. Не было упомянуто о конкретных объектах аэропортов, которые будут созданы в каждой стране.
Что касается Кубы, то было отмечено, что в то время не может быть принято никаких обязательств, кроме поля Камагуэй. {79} Чтобы выйти из тупика по предложенному президентскому указу-закону, д-р Лазо встретился с должностными лицами Государственного Департамента {*} в Вашингтоне 15 марта 1942 г.
{*} В число этих должностных лиц входили Уолтер Ньюболд Уолмсли, Ливингстон Саттертуэйт и Орн Уилсон [Walter Newbold Walmsley, Livingston Satterthwaite, Orne Wilson].
[страница 186]
[В результате] этой встречи Лазо почувствовал, что Госдепартамент готов в полной мере сотрудничать в программе развития аэропортов и что его действия по Закону-декрету послужат прецедентом для всей программы. Три дня спустя американское посольство на Кубе дало свое безоговорочное согласие одобрение предлагаемого указа для представления президенту Батисте.{80}
Вскоре после получения одобрения Государственного Департамента в кубинском правительстве возникла оппозиция указу; однако к началу мая выяснилось, что большая часть трудностей была решена и что Закон-декрет вскоре будет обнародован в форме, желаемой Pan American. Несмотря на эти обнадеживающие признаки, нет никаких свидетельств того, что указ президента когда-либо был издан. Имеющиеся документы указывают на то, что реализация Программы Развития Аэропортов на Камагуэй-Филд стала возможной благодаря устному распоряжению Президента.{81}
Прежде чем можно было провести улучшения на поле Камагуэй, необходимо было изучить права собственности на землю. Первоначальное право собственности Pan American на аэропорт было признано дефектным и неполным, и были приняты меры, чтобы сделать его юридически обоснованным. Хотя большая часть земель в окрестностях аэропорта была заселена более 400 лет назад, никаких точных исследований не проводилось. Еще больше усложняло ситуацию то, что землевладельцы практически или вообще не пытались зарегистрировать свои права собственности, и многие [из них владели землей в соответствии с устаревшей системой, введенной испанским колониальным правительством.]
ПРИМЕЧАНИЯ:
65. Contract Between PAA and the Republic of Cuba Regarding an Aerial Transportation Service, 1 Mar 41, in PAA-ADP Files (NY Office).
66. Report on Construction Program, Miami and Recife Districts, Corps of Engrs, Miami Dist, May 1944, Vol 1, p. 210, in Miami Proj Files (DRB-TR).
67. Ltr, Evans Young, PAA V. Pres to Mgr, ADP Eastern Div, 29 Jul 40, Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).
68. Ltr, Mario Lazo to Mgr, ADP Eastern Div, 28 Dec 40, Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).
69. Ltr, Evans Young, PAA V. Pres to Mgr, ADP Eastern Div, 6 Dec 40, Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).
70. Ltr, Mario Lazo to Evans Young, PAA V. Pres, subj: Airport Improvement Program, 13 Dec 40, Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).
71. Ibid.
72. Ibid.
73. Ibid.
74. Ltr, Evans Young, PAA V. Pres to Mgr, ADP Eastern Div, subj: Cuba - Draft of Presidential Decree, 18 Dec 40, Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Fi3.es (NY Office).
75. Ibid.
76. Ltr, Mario Lazo to Mgr, ADP Eastern Div, 27 Dec 40; ltr, Mario Lazo to Mgr, ADP Eastern Div* 28 Dec 40; above in Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).
77. Telegram, Young to Snyder, 7 Jan 41; ltr, Mgr, ADP Eastern Div to Evans Young, PAA V. Pres, 9 Jan 41; ltr, Mario Lazo to Mgr, ADP Eastern Div, 15 Jan 41; ltr, Mario Lazo to Mgr, ADP Eastern Div, 21 Jan 41; above in Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).
78. Ltr, Robert Cook, PAA Sp. Rep. to Mgr, ADP Eastern Div, subj: ADP - Cuba - Visit - January 22-23, 24 Jan 1941, Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).
79. Ltr, Evans Young, PAA V. Pres. to Mgr, ADP Eastern Div, 29 Jan 1941; Telegram, Lazo to Snyder, 21 Feb 41; ltr, Mgr, ADP Eastern Div to Mario Lazo, 24 Feb 41; above in Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).
80. Ltr, Mario Lazo to Evans Young, PAA V. Pres, 18 Mar 41, Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).
81. Ltr, Mario Lazo to Evans Young, PAA V, Pres, 9 May 41, Chronological Record, Camaguey, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office); ltr, Mario Lazo to Robert Cook, PAA Sp. Rep., 27 May 42, Chronological Record, San Julian, Cuba, in PAA-ADP Files (NY Office).