[страница 46]
[Местные наблюдатели за воздухом, размещенные в стратегических точках, должны были передавать свою информацию по телефону в штаб-квартиру V Командования Перехватчиков] в Нильсон-Филд, которая, в свою очередь, передавала сообщение по телетайпу на доску для назначений ["by teletype to a slotting board"] на Кларк-Филд. К 1 декабря были доступны три радара, но из них только один, в Ибе, был полностью смонтирован, другой находился в процессе установки примерно в 60 милях к западу от Апарри, а третий находился в пути к Легаспи.{28}
Отсутствие достаточной системы противовоздушной обороны и воздушного предупреждения еще больше обостряло потребность в полях, пригодных для рассредоточения тяжелых бомбардировщиков. В достаточном количестве таких баз не существовало. В это время из основных проектируемых авиационных сооружений только Кларк-Филд с двумя большими ангарами, довольно ограниченной зоной рассредоточения, взрывобезопасными ограждениями ["blast pens"] и казармами находился в разумной степени завершенности. Некоторое время прорабатывался вопрос дальнейшего строительства аэродромов. Летом 1941 года генерал Клагетт провел обследование возможных баз по всему Филиппинскому архипелагу, и выделение дополнительных средств для этой цели осенью дало надежду на значительную программу строительства. Были начаты определенные работы как на новых полях, так и по расширению старых, но прогресс был достигнут небольшой. Обеспокоенный уязвимостью Кларк Филд, генерал Бреретон и его начальник штаба полковник Фрэнсис М. Брэди [Francis M. Brady] предприняли несколько попыток предоставить дополнительные возможности для рассредоточения. В середине ноября Брэди договорился о приобретении строительного оборудования и был готов контролировать строительство площадок для рассредоточения, но генерал МакАртур сказал ему, что обязанности ВВС [[по части фортификации]] распространяются только на рытье траншей ["digging of slit trenches"].
[страница 47]
По словам Брейди, МакАртур тогда «полагал, что японцы не нанесут удар до начала апреля и что к тому времени будет готово достаточное количество полей».{29}
Однако было принято решение создать на Минданао базу тяжелых бомбардировщиков. Это означало изменение политики, поскольку генерал МакАртур, по словам полковника Брэди, не планировал строить аэродромы к югу от Себу. По крайней мере, с сентября можно было посадить B-17 на взлетно-посадочную полосу в Дель-Монте на Минданао; к концу ноября были сделаны ее улучшения, но работы по ремонтным сооружениям и жилым помещениям только начинались. В то время было решено, что новую базу должна развивать 5-я аэродромная группа [5th Air Base Group] под командованием майора Рэя Т. Элсмора [Ray T. Elsmore]. Это считалось срочной работой и была особенно сложной для группы, которая находилась на Филиппинах только лишь с 20 ноября. Но суда были получены, снаряжение загружено, и плавание из Манилы протяженностью более 500 миль было совершено в течение недели. В сотрудничестве с местными коммерческими компаниями и местными рабочими Элсмор ускорил строительные работы, и 5 декабря 12 B-17 из 93-й и 14-й эскадрилий прибыли в Дель-Монте. Самолеты, все еще блестящие цветом алюминия, нужно было рассредоточить и замаскировать, что было трудной задачей, поскольку вблизи поля не было естественных укрытий. Был доступен только один пистолет-распылитель, «и он работал днем и ночью, распыляя на самолеты краску GI» [k4: в смысле "армейскую маскировочную"]. С плантации Дель-Монте были реквизированы грузовики для перевозки больших кокосовых листьев на поле. Пока B-17 находились на земле, их держали рассредоточенными и прикрытыми листьями.
[страница 48]
[7 декабря Элсмор и] другие офицеры, летая на B-18, провели разведку острова Минданао, тщательно изучили район Давао с 30000-ым японским населением и сообщили, что «на всем острове все казалось мирным».{30}
Однако руководству USAFFE было ясно, что приближается своего рода кризис. «Враждебный» самолет «был замечен над Кларк-Филд примерно в 5:30 утра 2 декабря. Были даны инструкции перехватить самолет, если [[подобное]] вторжение повторится. Еще три ночи самолет появлялся, но американские самолеты-перехватчики не смогли [[осуществить]] перехват из-за темноты и неспособности прожекторов освещать настойчивого посетителя. Утром пятого дня перехватчики остались на земле, а зенитные батареи оставались на боевом дежурстве. В этот раз самолетов не появлялось, хотя радарная установка зафиксировала несколько самолетов над сооружениями в Ибе.{31} Японское судоходство также было вовлечено в таинственные передвижения. 5 декабря Военное Министерство получило из Сингапура информацию о том, что линкор, 5 крейсеров, 7 эсминцев и 35 торговых судов были замечены курсом строго на запад от юго-восточного побережья Таиланда.{32} К 6 декабря МакАртур объявил последнее предупреждение ["had established a final alert"].
Самолеты были рассредоточены, каждый под охраной, все посты обороны укомплектованы, нормальная охрана увеличена, и начата «в ограниченном порядке» «контрдиверсионная деятельность». {33} В тот день МакАртур написал одному из своих подчиненных: «Переговоры между правительствами Соединенных Штатов и Японии, которые ведутся в Вашингтоне, округ Колумбия, еще не обеспечили основу для [взаимопонимания].
[страница 49]
При существующих обстоятельствах невозможно предсказать будущие действия японцев».{34} Генерал Маршалл отправил в 12:05 7 декабря последнее предупреждение о приближающемся кризисе. В нем сообщалось, что японские эмиссары прибудут к 13:00 (02:00 , 8 декабря, по филиппинскому времени), с чем-то что равносильно ультиматуму, и что они получили приказ немедленно уничтожить свои кодовые машины. «Мы не знаем, какое значение может иметь установленный час, - предупредил Маршалл, - но будьте соответственно бдительны."{35}
Ноябрь 1941 года был месяцем нарастания напряженности и поспешных приготовлений к американской обороне Филиппин. Основные военные планы были пересмотрены, чтобы санкционировать определенные наступательные меры на Дальнем Востоке в случае войны с Японией. Программа усиления Филиппин основывалась на предположении, что боевые действия, вероятно, возможно будет оттянуть до марта или апреля 1942 года. Именно осознание этого побудило приложить все усилия для ускорения программы усиления с надеждой, что все [наличные] тяжелые бомбардировщики будут к 6 декабря в пути, по программе, которая должна была быть исполнена даже за счет оголения континентальной части США и Гавайских островов по этому типу самолетов.
Ситуация на Филиппинах отражала неготовность Соединенных Штатов к войне, наблюдался лишь медленный прогресс в [строительстве аэродромов, а ресурсов и оборудования, к сожалению, не хватало].
[страница 50]
Вместо [[требуемых]] 26 радиолокационных установок их было лишь три, из которых была смонтирована только одна; вместо круговой противовоздушной обороны всех военных и гражданских объектов, как представляется, достаточно защищенной была только оборона гавани; вместо предложенного [240? 340?] современных самолетов-перехватчиков, Дальневосточная Воздушная Армия располагала 107 Р-40, а вместо прогнозируемых 165 современных тяжелых бомбардировщиков имелось лишь 35 B-17C и D. Судьба 27-й группы не типична, но она дает, пожалуй, самый вопиющий пример. Военнослужащие группы прибыли в Манилу 20 ноября. Следующие недели они провели в пехотных учениях, либо летая на дряхлых B-18, набивая мешки с песком и гадая, когда же прибудут их оставшиеся на Гавайях А-24. И из-за того, что они не прибыли, обученные экипажи 27-й группы так и не смогли проверить действие бомбометания с пикирования по транспортам и десантным баржам, высадившим японцев на берег Филиппин.
Японцы полностью осознавали эту слабость филиппинской защиты от воздушных атак. Их разведывательные сводки за ноябрь и декабрь давали довольно точную картину количества, типа и местонахождения американских самолетов. В первую неделю декабря они начислили Дальневосточной Воздушной Армии 130 истребителей, 30 бомбардировщиков и 20 патрульных бомбардировщиков. На самом деле в строю находилось 90 P-40 и P-35 и 33 B-17, в дополнение к приблизительно 30 PBY Флота. В отличие от этой скудной воздушной силы, японцы имели подавляющее превосходство в самолетах, базирующихся в пунктах, достаточно близких, чтобы обеспечить поддержку нападения на [Филиппины].
[страница 51]
Наилучшие доступные оценки разведки США и RAAF давали следующие данные об общей численности японской авиации на 8 декабря 1941 г.: {36}
Авиация Флота612
Маньчжурия800
Япония600
Северный и Центральный Китай198
Подмандатные острова100
Малайя300
Район, включающий Кантон, Хайнань, Формозу250
Общая Сила в первой линии [2860]
Предупреждающие сообщения, отправленные Военным Министерством в ноябре и декабре, привели армейскую авиацию на Филиппинах в состояние готовности, но между готовностью и способностью существует большая разница ["is a great difference between readiness and preparedness"].
ПРИМЕЧАНИЯ:
28. Спаатц пожаловался, что, хотя в ближайшем будущем SCR [268] и станут доступны, но поскольку их производство составляет около 40 штук в месяц, все они поставляются подразделениям береговой артиллерии.
Memo for the C/S by Spaatz, 13 Nov. 1941, in Air AG, SAS 320.2, Phil.; msg. #819 MacArthur to TAG, 21 Nov. 1941; History, 24th Pursuit; History of the V Fighter Command,
29. Statement of Lt. Col. Ray Elsmore, in History, 5th AF, Doc. 30a, App. II; Brady interview.
30. Ibid. Statement of Col. Elsmore.
31. History, 24th Pursuit.
32. Msg. #96, Singapore to WD, signed Brink, 5 Dec. 1941.
33. Msg. #1105, MacArthur to TAG, 6 Dec. 1941, in AG 381 (11-27-41), General.
34. ltr., Hq. USAFFE (MacArthur) to CG Philippine Div., Fort William McKinley, 6 Dec. 1941, in AG 381, USAF in the Far East.
35. Msg. #733, Marshall to CG 7 Dec. 1941, in AG 331 (11-37-41), General.
For a complete collection of the warning messages see Appendix 3.
36. History, 5th AF, 6-7.