[страница 36]
Мероприятия по благоустройству западной части маршрута продвинулись еще дальше. Австралийцы, с тех пор, как американские бомбардировщики впервые начали летать над Тихим океаном, предложили великолепное сотрудничество. К ноябрю правительство Содружества дало разрешение на создание не только воздушных перегоночных маршрутов, но и учебных баз, ремонтных сооружений, складов боеприпасов и [[объектов]] связи. 16 ноября генерал Бреретон покинул Манилу, чтобы осмотреть уже имеющиеся объекты. После инспекционной поездки, которая включала Дарвин, Порт-Морсби, Рабаул, Лаэ и Таунсвилл, он 21-23 ноября провел совещание с начальником штаба ВВС Австралии сэром Чарльзом Бернеттом [Charles Burnett] в Мельбурне. На этих конференциях были начаты переговоры не только об улучшении аэродромов, чтобы их возможно было использовать в сезон дождей, но и о создании австралийских станций технического обслуживания для обслуживания американских самолетов. {12}
Совещания генерала Бреретона с австралийскими военными и политическими лидерами были лишь одним из признаков растущего сотрудничества между «ассоциированными державами» ["associated powers"]. Главный Маршал Авиации сэр Роберт Брук-Попхэм [Robert Brook-Popham] как минимум дважды ездил в Манилу из Сингапура, чтобы посовещаться с генералом МакАртуром. Между адмиралом Хартом, главнокомандующим Азиатским Флотом, и британскими и голландскими военно-морскими офицерами происходили частые беседы. В то же время была достигнута некоторая координация между действиями морской авиации, 30 PBY Десятого Патрульного Крыла, базирующихся на Филиппинах, и действиями Дальневосточной Воздушной Армии. Однако Харт утверждал, что его попытки способствовать дальнейшей координации встретили «решительный отпор» ["decided rebuff"] со стороны Армейских [представителей].
[страница 37]
Тем не менее, к концу октября PBY продолжали патрулировать прибрежные районы, уделяя особое внимание району у западного побережья Лусона.{13}
Растущее сотрудничество, вызванное усилением напряженности на Дальнем Востоке, совпало с изменением Совместного Военного Плана Армии и Флота [Joint-Army-Navy War Plan], изменением, которое было подтверждением важности Филиппин в американской стратегии. Основной план войны, RAINBOW NO. 5, первоначально предусматривал только оборонительные операции сухопутных войск сухопутных войск и Азиатского Флота, действующих в тесном взаимодействии. В ноябре рост численности Дальневосточной Воздушной Армии поспособствовал изменению этого плана, включив в него наступательные действия. Он конкретно призывал к «воздушным налетам на японские силы и объекты в пределах тактического радиуса действия с доступных баз» [ "air raids against Japanese forces and installations within tactical operating radius of available bases" ]. МакАртуру были предоставлены широкие полномочия по разработке измененного плана совместно с британскими властями на Дальнем Востоке. В то же время он узнал от Маршалла, что более ранние соглашения, призывавшие к «британскому стратегическому управлению» ["British strategic direction"] на Дальнем Востоке, уступили место соглашению, рекомендовавшему «взаимное сотрудничество» ["mutual cooperation"]. {14}.
Эта модификация основного плана войны была немедленно дополнена решением Штаба ВВС ускорить отправку тяжелых бомбардировщиков под командование Бреретона. Фактически ко второй неделе ноября ситуация на Дальнем Востоке считалась настолько напряженной, что планировалось перебросить на Филиппины «все модернизированные самолеты типа В-17 из США», и в течение нескольких дней этот проект был расширен с включением всех B-24.
[страница 38]
Предлагаемая переброска оставила бы в континентальных пределах США [[лишь]] 17 B-17. Одиннадцать из них были устаревшими (типы B-17A и B), еще один (B-17C) на 22 ноября находился на ремонтной базе, а 5 B-17E использовались для испытательных полетов. Двенадцать B-17D, приписанных к Гавайскому Департаменту, также готовились к полету на Филиппины, но генерал Спаатц считал, что отправка этих самолетов с Гавайев в то время была нецелесообразна. Тем не менее, Дальневосточной Воздушной Армии определенно придавалось первостепенное значение при распределении тяжелых бомбардировщиков, и генерал Арнольд считал, что необходимость усиления Филиппин делает неизбежным свертывание учебных мероприятий на Гавайях. В письме генералу Мартину от 1 декабря Командующий Армейскими ВВС заявил: «Мы должны как можно скорее доставить на Филиппины все имеющиеся B-17».{15}
Поскольку южный маршрут еще не был завершен, полеты тяжелых бомбардировщиков должны были выполняться по старому маршруту. Однако с ростом озабоченности по поводу намерений Японии безопасность транзитных самолетов становилась все более и более сомнительной. Также стало понятно, что захват японцами либо Уэйка, либо Мидуэя предотвратит любые поставки по этому маршруту. Поэтому генерал Спаатц настаивал на том, чтобы все имеющиеся тяжелые бомбардировщики, а также перехватчики, направлявшиеся на Филиппины, были в пути не позднее 6 декабря, и выразил надежду, что к тому времени из Соединенных Штатов могут быть отправлены 48 B-17 и B-24. {16}
Тем временем Штаб ВВС рассматривал меры по обеспечению безопасности баз Мидуэй и Уэйк. Основная угроза исходила от [японских войск на Маршалловых и Каролинских островах].
[страница 39]
В конце октября британцы предупредили Соединенные Штаты о том, что в пределах Мандатов действуют два авианосца. Таким образом, была поставлена проблема определения курса действий, которым следует следовать в борьбе с потенциально враждебной силой. Наиболее эффективным курсом для Флота США могло быть устранение угрозы путем наступательных действий. Однако считалось, что такого акта войны следует избегать, «по крайней мере, до тех пор, пока наши силы на Филиппинах [не будут] усилены до их предполагаемой мощи». Рекомендуемые действия были в первую очередь оборонительными и соответствовали национальной политике не совершать «первое открытое деяние» ["first overt act"]. Командиры звеньев тяжелых бомбардировщиков должны были быть проинструктированы использовать «уклоняющиеся действия» ["evasive action"] и избегать любых контактов с японскими частями. Кроме того, Флоту предлагалось предоставить для защиты Мидуэя и Уэйка легкие надводные корабли и патрульные самолеты. К 20 ноября планировалось отправить 18 самолетов морской пехоты на Мидуэй и 12 на Уэйк. Кроме того, Армия проверяла возможность [[переброски]] перехватчиков [[посредством]] авианосца с намерением отправить таким образом 25 P-40 на те же базы в Тихом океане. {17}
Японская активность в западной части Тихого океана продолжала расти. Британское предупреждение о присутствии двух японских авианосцев в Мандатах было сделано в конце октября. Менее чем через месяц в дополнительном предупреждении говорилось, что японские самолеты были обнаружены при пролетах над британской территорией, по-видимому, фотографируя некоторые из островов Гилберта [...].
[страница 40]
[Эти [...] действия вызвали] предложение из Сингапура о том, чтобы «ассоциированные державы» выполнили собственные разведывательные миссии и сфотографировали все японские Мандаты, береговую линию французского Индокитая и другие районы, оккупированные Японией. {18}
Это предложение получило почти немедленное одобрение Военного Министерства. 26 ноября МакАртуру сообщили, что два B-24, оборудованных для фотосъемки с большой высоты, должны вылететь на Филиппины в течение 48 часов. В тот же день генерал Шорт был специально проинформирован о заданиях этих самолетов. Они должны были сфотографировать Джалуит на Маршаллах и Трук на Каролинах. Кроме того, они должны были получить как можно больше информации о количестве и расположении орудий, аэродромов, казарм и военных кораблей, включая подводные лодки. B-24 должны были лететь на большой высоте и избегать японских самолетов, но им было приказано «использовать все возможные средства самосохранения в случае нападения [[на них]] самолетов». {19}
Выполнение миссии было задержано рядом отсрочек. Бреретон уведомил власти RAAF в Порт-Морсби 29 ноября, что два B-24, вероятно, прибудут в течение 48 часов. В тот же день МакАртуру было отправлено сообщение о том, что экипажи «проинструктированы». Но через три дня Военное Министерство сообщило ему, что миссия считается невыполнимой из-за дальности полета. Тем не менее 5 декабря один из B-24 приземлился на Гавайях. Самолету не хватало, среди прочего, курсового пулемета .50-го калибра, адаптера и принадлежностей; пулеметов .50-го калибра, креплений, адаптеров и принадлежностей для левого и правого бортов; пулемета .50-го калибра, креплений, переходников и принадлежностей для [верхней] полусферы». [".50-cal. tunnel machine gun, adopter and accessories; .50-cal. guns, mounts, adapters and accessories for port and starboard sides; .50-cal guns, mounts, adapters and accessories for [upper] hemisphere."]
ПРИМЕЧАНИЯ:
12. Msgs. #253 to CG USAFFE, 3 Nov. 1941; msg. #886, Manila to TAG, 16 Nov. 1941; msg. #957, Ft. Shafter to C/AAF, 27 Nov. 1941; msg. #1044, Manila to TAG, 1 Dec. 1941.
Поля в Дарвине стали почти непригодными для использования в сезон дождей. МакАртур сообщил, что будущие полеты тяжелых бомбардировщиков должны выполняться из Порт-Морсби прямо в Манилу.
Msg., MacArthur to CG Hawaiian Dept., 3 Dec 194l, in AG 452.1, Phil. See also History, 5th AF, 6, and ltr., Clagett to C/AS. Melbourne, ibid,, App. II, Doc. 12.
13. The Java Sea_ Campaign. Office of Naval Intelligence Combat Barratives, 3; Hart, Narrative of Events.
14. JBWP-R5-A, Revision of Rainbow No. 5, approved by the Joint Board, 19 Nov. 1941, in [emec] office, AC/AS, Plans; ltr., Marshall to CG USAFTE, 21 Nov. 1941, in W.P. II-C-5, Midway Island.
15. R&R., C/AS AAF to CG AFCC, 14 Nov. 1941, in AAC 373.6A, Ferry Crews; msg., Adams to CO Hawaiian Dept., 14 Nov. 1941, In AG 452.1 (11-14-41), Flights of B-17 Aircraft; R&R., C/AS AAF to OCAC, 15 Nov. 1941, In AAG 452.1, Airplanes, Phil.; msg. #848, Martin to TAG, 15 Nov. 1942, in AG 452.1 (11-15-41), Flights of B-17 Aircraft; memo for C/S by Spaatz, 22 Nov. 1941, concurred in by AC/S G-3, 23 Nov. and WPD 26 Nov. 1941, in AAG 452.1, Airplanes, Phil.; ltr., Arnold to Martin, 1 Dec. 1941, In Air AG, SAS 452.1, Phil.
16. Memo for C/S by Spaatz, 12 Nov. 1941, in AAG 452.1 Airplanes, Phil.
17. Memo for C/AS, initialed as approved by [...], 17 Nov. 1941; msg. #[967], Ft. Shafter to TAG, 28 Nov. 1941.
В дополнение к авианосцам, одним из которых, как утверждается, был ~Kaga~, следующие самолеты оценивались как находящиеся на Мандатах: 8 летающих лодок на Вотье, 8 летающих лодок и 12 истребителей на Джалуите, 6 истребителей и 6 тяжелых бомбардировщиков на Труке, 8 истребителей и 6 тяжелых бомбардировщиков на Сайпане, 8 летающих лодок на Палау.
Msg., Manila to WD, signed Brink, 27 Oct. 1941.
18. Singapore to WD, signed Brink, 21 Nov. 1941; ltr., R. Brookes Popham to MacArthur, 24 Nov, 1941, in AG 452.1, Phil.
19. Msg. Adams to CG USAFFE, 26 Nov. 1941, in AG 452.1, Phil.; msg. #443, Adams to CG Hawaiin Dept, 26 Nov. 1941.