[страница 26]
Хунань-Гуансийская кампания. До конца 1943 года японские войска на Тихом океане были отброшены с наиболее выдвинутых позиций. Падение Гуадалканала и Новой Джорджии на Соломоновых островах, Буны, Лаэ и Финшхафена в Новой Гвинее, Атту на Алеутских островах и островов Гилберта в центральной части Тихого океана сами по себе были важными поражениями и предвещали дальнейшее продвижение Союзников. В Китае японцам нечего было опасаться китайского наземного наступления, но авиация Соединенных Штатов угрожала коммуникационной линии Янцзы, а авиация и подводные лодки Союзников делали морские коммуникации из Китая на домашние острова Японии все более и более опасными. Наконец, японцы знали, что американские B-29 вскоре будут введены в строй и что все промышленные объекты в Японии могут быть атакованы, если эти дальние бомбардировщики перелетят на аэродромы в восточном Китае.
Таким образом, кампания в Восточном Китае принесла японцам ряд достойных результатов. Китайским армиям могли быть нанесены большие потери, но это было второстепенным соображением. Что еще более важно, захват баз Четырнадцатой Воздушной Армии в восточном Китае ослабил давление на реку Янцзы и на судоходные пути вдоль побережья Китая. Кроме того, когда эти базы оказались в руках японцев, B-29 были вынуждены действовать с баз в районе Чэнду, из подходящих целей на домашних островах достигая только Кюсю.
Захват аэродромов в Восточном Китае сам по себе сделал бы наступление стоящим, но нужно было получить еще два преимущества. Захват железнодорожного коридора через Чанша, Хэнъян, Лючжоу и Наньнин [Changsha, Hengyang, Liuchow, Nanning] {*} обеспечил бы прямую наземную связь между японскими войсками в Китае и Индокитае и обеспечил бы полосу безопасности для железной дороги, соединяющей оккупированные японцами районы от Кореи до Бирмы и Сингапура. Поскольку реализация этих амбиций потребовала бы строительства большего количества железных дорог, чем японцы, вероятно, смогли бы выполнить, подобное оставалось просто надеждой на будущее.
Однако открытие сквозного сообщения из Пекина до Ханькоу и из Ханькоу до Кантона имело непосредственные практические преимущества. Если бы эти железнодорожные линии можно было открыть, китайское сырье, предназначенное для Японии, а также люди и боеприпасы, отправленные из Японии в Китай можно было бы направить через Маньчжурию и Корею. Можно было бы сэкономить много объемов морских перевозок, поскольку потребовалось бы лишь короткое путешествие в Корею по маршруту, гораздо менее подверженному атакам подводных лодок, чем более длинные маршруты через Восточно-Китайское море.
Последним соображением, склонявшим японцев к усилиям по уничтожению аэродромов в восточном Китае, был страх перед высадкой морского десанта Союзников на южном побережье Китая. Самолеты Четырнадцатой Воздушной Армии могли поддержать такую высадку с баз в восточной части Китая; поэтому базы должны были быть нейтрализованы. Кроме того, обладание Пекинско-Ханькоуской, Кантонско-Ханькоуской и Хунаньско-Гуансийской железными дорогами позволило бы быстро развернуть японцев для отражения вторжения в Южный Китай, если оно все же произойдет.{33}
Хотя одной из целей японского наступления было открытие наземных коммуникаций, за исключением открытия верхней Пекинско-Ханькоуской железной дороги в середине 1944 года, оно зависело от рек в качестве снабжения до тех пор, пока не были проложены наземные линии. План первого этапа, несколько упрощенный, заключался в том, чтобы Первая и Двенадцатая японские армии с некоторой помощью Тринадцатой заняли железнодорожный коридор от Хуанхэ до Ханькоу в качестве подготовки к наступлению на Хунань. Китайские армии генерала Тан Эн Бо [
Tang En Po], «плохо дисциплинированная толпа, ненавидимая как китайскими крестьянами, чью еду они конфисковывали, так и японцами», {34} оказали небольшое сопротивление, а несколько подразделений CACW, базировавшиеся на расстоянии удара, мало что могли предложить сверх того. К середине мая 1944 г. железнодорожное полотно от Хуанхэ до Ханькоу было в руках японцев, и началась реконструкция линии. На реконструкцию потребовались месяцы, но когда она была завершена железнодорожное сообщение между японскими войсками в Ханькоу и войсками в северном Китае и Маньчжурии стало свершившимся фактом.
Второй фазой наступления было наступление 11-й японской армии на юг от Ханькоу на Чанша и Хэнъян. Это наступление шло вверх по реке Сян, и река была главной линией снабжения на всем протяжении. Пока не были построены дороги и восстановлена железная дорога, это был единственный маршрут снабжения. Поскольку Сян находился в пределах досягаемости восточно-китайских аэродромов в Хэнъяне, Линлине, Гуйлине, Лючжоу и Чжицзяне, Четырнадцатая Воздушная Армия могла эффективно действовать против японской линии снабжения.]
{*}См. карту № 5, стр. 58.
[страница 27]
Японский план состоял в том, чтобы продолжить движение на юго-запад в сторону Лючжоу после захвата Хэнъяна. Оказывая содействие, 23-я армия должна была двигаться на северо-запад от Кантона с той же целью. Одиннадцатая армия по-прежнему была по большей части зависима от Сян в плане снабжения, а Двадцать третья должна была перебрасывать свои припасы вверх по реке Си из Кантона. Реки продолжали оставаться основными путями снабжения, и когда был захвачен Наньнин, чтобы установить сухопутное сообщение с Индокитаем, и когда 11-я армия двинулась на юг из Хэнъяна, чтобы открыть оставшуюся часть железной дороги Кантон-Ханькоу и занять аэродромы Союзников в Суичване и Канчоу [Suichwan, Kanchow].{35}
Несмотря на нападения на судоходство по реке Янцзы, японцы сосредоточили войска и припасы в Ханькоу. Сомнительно, чтобы эту мобилизацию можно было предотвратить, даже если бы у 14-й Воздушной Армии было больше снабжения. Корабли, двигавшиеся по маршруту Янцзы, шли ночью, а днем укрывались в хорошо защищенных портах. Как отмечалось ранее, перехват и зенитный огонь мешали воздушным ударам, которые наносились вдоль реки. По-видимому, также у японцев имелся для наступления избыток людей и боеприпасов, пока они не встретили сильное сопротивление у Хэнъяна.
Оборонительная тактика китайцев против японцев в предыдущих кампаниях заключалась в том, чтобы оказывать небольшое сопротивление наступлению до тех пор, пока линии коммуникаций противника не будут достаточно растянуты, затем защищать укрепленный город с фронта и атаковать коммуникации с флангов. Против ограниченных наступлений, таких как наступление на Чандэ в ноябре 1943 года, такая тактика работала очень хорошо. Однако, когда та же тактика была опробована против японского наступления в мае и июне 1944 года, она с треском провалилась. Японцы использовали гораздо больше сил в этом наступлении, чем они использовали в прошлом, и их войска были лучшими из имеющихся. «Многочисленные отряды японцев и их марионеток в штатском» предшествовали пехоте и кавалерии. Эти солдаты в гражданской одежде проникли за главные линии [[обороны]] и деморализовали тыловые районы. Вместо того, чтобы навалиться на укрепленные города Чанша и Хэншань, японцы обошли эти опорные пункты и продолжили движение к Хэнъяну. Китайским гарнизонам в обойденных городах не хватало сил и подвижности, чтобы перейти в наступление, и вскоре они были вынуждены подчиниться из-за голода. Чанша капитулировала 18 июня, Хэншань - 22 июня, но к этому времени к Хэнъяну подходили части 11-й армии. «Неподготовленные китайские города, расположенные глубоко в тылу, подверглись нападению и были запуганы. Имелись свидетельства военного распада в низших эшелонах и растущее чувство беспомощности в высших эшелонах».{36}
Основное сопротивление японцам оказывали 14-я Воздушная Армия и находившиеся под ее контролем самолеты CACW. По состоянию на 1 июня 1944 г. 535 самолетов были переданы в состав Четырнадцатой Воздушной Армии и CACW; из них 377 истребителей, 82 средних бомбардировщика, 36 тяжелых бомбардировщиков и 40 других типов. Из 495 истребителей и бомбардировщиков 420 были приданы оперативным частям, из них боеспособных было 354. Поскольку первоочередными задачами 14-й Воздушной Армии были оборона перегоночного терминала в Куньмине, защита баз B-29 на северо-западе Китая и поддержка китайских армий на Салуине, только часть имеющихся сил могла быть использована против японцев в провинции Хунань.
На базах в пределах досягаемости японских войск в восточном Китае были развернуты 37 бомбардировщиков Mitchell из 11-й бомбардировочной эскадрильи и 1-й бомбардировочной группы CACW. Двадцать семь B-25 находились в строю на 1 июня 1944 года. Также на восточных базах (включая Наньнин) находилось 126 истребителей, в основном P-40 из 23-й истребительной группы и CACW. На 1 июня 1944 г. в строю находилось 103 таких истребителя.
[страница 28]
[308-я бомбардировочная группа с 31 действующим B-24 также находилась в Китае и базировалась в пределах досягаемости долины Сян.] Тем не менее, за исключением ударов по базам снабжения, B-24 не были доступны для использования против японских линий снабжения в долине. Были и другие цели, для которых Liberator-ы подходили лучше, а их расход топлива был настолько высок, что их можно было использовать только для выполнения важных миссий.
Численность 14-й Воздушной Армии должна была возрасти к концу 1944 г. - к концу октября было выделено 524 истребителя и 152 бомбардировщика. Летом, однако, потери более чем компенсировали количество полученных новых самолетов, а численность, указанная в абзацах выше, примерно равна той, которая была в наличии в решающий период с мая по август 1944 года. Именно эта сила препятствовала продвижению японцев к Хэнъяну.{37}
Японцы начали наступление на юг из Йочжоу 20 мая 1944 года. В оставшиеся дни мая в районе боевых действий было мало целей на линиях коммуникаций, но удары по Янцзы продолжались. 155 самолето-вылетов истребителей и 12 самолето-вылетов B-25, в основном наносили удары по живой силе и лошадям. В июне на реке Сян, которая достигла высокого уровня воды и, таким образом, хорошо подходила для судоходства, речные суда стали важной целью в интересах обороны Хэнъяна. В течение месяца против наступающих японцев было совершено более 1900 самолето-вылетов, из них 218 самолетами B-25; суда были атакованы в 73 самолето-вылетах бомбардировщиков и в 993 самолето-вылетах истребителей. В начале месяца большинство миссий летало из Хэнъяна, но по мере того, как японцы приближались, операции, отступая, переводили на базы в Линлине, Гуйлине и Лючжоу. Также некоторые удары наносились из Чжицзяна и Суйваня, баз на флангах наступления противника. Заявки на потопление судов на озере Дунтин и реке Сян в течение июня составили 22 парохода, буксира и моторного катера, 5 барж и 199 сампанов. В поврежденные суда были зачислены 32 моторных судна, 57 барж и 690 сампанов. Японцы находили эти воздушные атаки раздражающими, и их истребители часто поднимались на перехват, но перехват редко заставлял полностью отказываться от атаки. {38}
Хотя потери самолетов в июне, июле и августе 1944 г. были более чем равны пополнениям, полученным 14-й Воздушной Армией (к концу августа имелось только 323 истребителя по сравнению с 377 в июне), с 1 июля по 8 августа, когда пал Хэнъян, средние бомбардировщики совершили 291 самолето-вылет против наступающих японцев, а истребители - более 2600. В более 1300 самолето-вылетах 96 самолетов B-25 нанесли удары по судам в долине Сян. Заявки вновь претендовали на хорошие результаты: 143 парохода, буксира и катера, 128 барж, 410 джонок и 2176 сампанов были потоплены или повреждены. Эти воздушные атаки не позволили японцам доставить припасы и подкрепления настолько быстро, как планировалось, в результате чего наступление отстало от графика. С конца июня до 8 августа японские войска не могли продвинуться вперед или захватить Хэнъян. Даже когда последняя задача была выполнена, 11-я армия была истощена и нуждалась в отдыхе и пополнении, прежде чем возобновить наступление на запад. {39}
Восстановление численности 11-й армии создало серьезные проблемы для японского командования. Воздушная атака и минирование реки Янцзы сократили движение по этому потоку до 20 процентов от нормального уровня. «Если из этой цифры исключить количество перевезенного угля, соли, моторного топлива, авиационных и железнодорожных материалов, то транспортировка обычных военных грузов была практически равна нулю».{40} Ремонт железной дороги из Учана в Хэнъян занял бы много времени месяцев, а нехватка моторного топлива и плохое состояние дорог затрудняли автомобильные перевозки. По-прежнему необходимо было полагаться на Сян при доставке припасов. В то время у японцев было около 100 моторных судов (в том числе 80 небольших пароходов), 41 баржа, лихтеры (обычно именуемые баржами летчиками Союзников) общей грузоподъемностью 3000 тонн {*} и 2500 частных сампанов и джонок с общей грузоподъемностью около 10000 тонн. Японское командование вполне могло сомневаться в своей способности доставлять припасы 11-й армии, поскольку в период с 20 мая по [8 августа 1944 г. 50 процентов от 20 000 тонн, отправленных из Ханькоу, были уничтожены в результате воздушных атак или израсходованы по пути.]
{*} Количество лихтеров неизвестно