[страница 110]
Тремя неотложными проблемами были:
(1) Организация авиаперевозок в Китай.
(2) Организация оперативной учебной части для завершения тактической подготовки боевых эскадрилий.
(3) Строительство аэродромов для тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов.
Карачи, Индия, 7 марта 1942 г. После многочисленных совещаний с личным
(
Read more... )
> Дракон суть метафора.
Из Платонова мира идей.
* Я как-то больше привык к дальневосточным драконам...
> Для того, к чему "они готовились. но просто не успели".
* Как следует из японских источников на "Сёхо" планировали поднять в воздух все самолёты: торпедоносцы для атаки американского авианосца, а истребители для их прикрытия и для БВП.
К сожалению, неизвестно в каком состоянии находились все эти самолёты на момент принятия решения и сколько времени требовалось для подготовки их к вылету. Т.е. понятно, что какие-то нормативы у японцев должны были быть, но пока что поиски оных (а мы с Евгением искали - вообще, в принципе искали, не в связи с "Сёхо") успехом не увенчались.
> У Морисона акценты как-то смещены. Ударная волна пикировщиков и торпедоносцев - вроде как заявила уничтожение пары гидросамолетов - но непонятно в воздухе или наплаву. Истребители с ними не ходили, барражировали над авианосцем. Но после доклада об обнаружении 3-х гидросамолетов на плаву - 4 истребителя таки были направлены на штурмовку.
* У Морисона всё... э-э-э... перепутано :-)
У Ландстрома (John B. Lundsrom) который работал с японскими источниками всё изложено более верно.
Над Тулаги находились 2 самолёта корректировщика F1M из авиагруппы "Киёкава-мару". Один атаковал американские пикировщики, а другой - торпедоносцы которые атаковали флагман адмирала Сима Киёхидэ минзаг "Окиносима". Оба были сбиты, но возможно помешали американцам попасть в минзаг.
На "Йорктауне" отслеживали радиопереговоры пилотов ударной группы и когда перехватили сообщение об атакующих японских самолётах, то и отправили 4-ку истребителей "разобраться".
Вот они и столкнулись с тремя гидропланами уже с "Камикава-мару", с Шортленда.
> Ну так построение такой связки может быть наступательное - как в Бенгальском заливе, когда крейсера идут строем широкого фронта, а самолеты производят поиск целей в их интересах и прикрытие их с воздуха.
* Ну, вот зачем Вы опять придумываете за японцев? :-)
Вот походный ордер:
сверху вниз: "Сэндай", "Тёкай", "Кумано", "Судзуя", "Микума", "Могами", "Рюдзё" (охранение из эсминцев условно не показано, оно периодически изменялось).
Когда же соединение вышло в район атаки на судоходство противника оно разделилось на три группы действующие вне видимости друг друга:
- центральная групп: "Тёкай", "Юра", "Рюдзё", "Югири", "Асагири";
- северная группа: "Кумано", "Судзуя", "Сиракумо";
- северная группа: "Микума", "Могами", "Амагири".
"Сэндай" же с другими эсминцами 3-й ЭЭМ занял позицию прикрытия примерно посередине Бенгальского залива.
Впрочем, про это я уже Вам писал...
> Исхожу из предположения, что комплекс вооружения ПВО - вот эти типовые 4-6 спаренных 127-мм, подпертые 25-мм автоматами - не самозародился путем тыканья пальца в небо, а был как-то посчитан.
* Да, какие-то расчёты вероятнее всего были, но нам они неизвестны.
И небольшая ремарка: как раз крейсера 6-й дивизии было решено на 12,7-см зенитки не перевооружать за недостатком места и резерва веса. И у них остались более старые 45 калиберные 12-см.
> Я пока в основном исследую извивы деяний американцев.
* Я это вижу. Но стоило чуть-чуть переключиться на японцев - и как по лекалу!
Априори же понятно, что одиночный лёгкий авианосец не сможет выдержать удар 93 самолётов. Но, нетЪ - начинается толчение воды в ступе: - А всё ли они сделали?! А всё ли они предусмотрели?!
И так - каждый раз.
Reply
>>* Я как-то больше привык к дальневосточным драконам...
К рю, лунам и всяким мунхвао?
По этому поводу припоминаю "Школу в Кармартене".
Книжка детская. Но за драконографию там занятно сформулировано.
>> * У Морисона всё... э-э-э... перепутано :-)
И это притом - что общался то он с непосредственными участниками банкета. :)
>>>> Ну так построение такой связки может быть наступательное - как в Бенгальском заливе, когда крейсера идут строем широкого фронта, а самолеты производят поиск целей в их интересах и прикрытие их с воздуха.
>> * Ну, вот зачем Вы опять придумываете за японцев? :-)
>>* - центральная групп: "Тёкай", "Юра", "Рюдзё", "Югири", "Асагири";
КРТ + КРЛ + пара эсминцев - все же ощутимо по части ПВО пожиже чем 4 КРТ + ЭМ у Порт-Морсби.
Или упрек был к тому, что "идут строем широкого фронта" не просто "крейсера", а "тактические группы крейсеров"?
>>>> Исхожу из предположения, что комплекс вооружения ПВО - вот эти типовые 4-6 спаренных 127-мм, подпертые 25-мм автоматами - не самозародился путем тыканья пальца в небо, а был как-то посчитан.
>>* Да, какие-то расчёты вероятнее всего были, но нам они неизвестны.
>>>> Я пока в основном исследую извивы деяний американцев.
>>* Я это вижу. Но стоило чуть-чуть переключиться на японцев - и как по лекалу!
... Для того чтобы, отточив скальпель, обратиться к американцам же.
>>* Априори же понятно, что одиночный лёгкий авианосец не сможет выдержать удар 93 самолётов.
Однако, до поры японцы ими действовали так, как будто считали, что они смогут.
С одной стороны - возможно они просто "потеряли страх", уважение и осторожность.
Либо просто вовремя не уловили, что американцы уже тоже умеют "в дивизию".
Reply
> И это притом - что общался то он с непосредственными участниками банкета. :)
* Как показала многолетняя практика, "непосредственные участники банкета" в своих мемуарах брешут как дышат :-) Что американцы, что японцы, а также и прочих наций ;-)
ИЧСХ - англоамериканская и последышевая советско/российская историография войны на Тихом океане 1941-45 гг. при описании действий японской стороны строилась почти исключительно на мемуарах бывших японских военнослужащих. И всё было прекрасно.
Но стоило чуть приоткрыть японские документы, как оттуда выглянула свора загадочно улыбающихся драконов.
> Или упрек был к тому, что "идут строем широкого фронта" не просто "крейсера", а "тактические группы крейсеров"?
* Эти группы разошлись в разные стороны и шли разными курсами и скоростью. Я же выкладывал схему.
Соответственно к такой ситуации не применим термин "идут строем".
> ... Для того чтобы, отточив скальпель, обратиться к американцам же.
* Ой, ли? ;-)
> Однако, до поры японцы ими действовали так, как будто считали, что они смогут.
* Это уже следующий вопрос, который просто уводит нас в сторону от нашего - что сможет противопоставить одиночный легкий авианосец двум тяжёлым?
Ответ - ничего.
Reply
Одиночный - может и ничего. Но вокруг него еще крутился некий комплекс сил и средств.
Он мог попытаться удрать под зонтик базовой авиации. За два часа он мог уйти на 60 миль, за три - на 90.
Хотя это все, конечно, послезнание.
Reply
"Некий комплекс сил и средств" крутился не вокруг "Сёхо", а в рамках собственных задач в операции.
А немедленно переключить их исключительно на защиту "Сёхо" мешали расстояния между ними.
Reply
Но чтобы окончательно осознать, что делать так не надо, японцам пришлось потерять в схожих условиях еще один легкий авианосец.
И получается, что либо они пошли на это сознательно, либо сочли что первый случай был просто исключительно неудачным стечением обстоятельств и больше не повторится.
Reply
> Это все да.
* Собственно - и что ещё надо?
> Но чтобы окончательно осознать, что делать так не надо, японцам пришлось потерять в схожих условиях еще один легкий авианосец.
* Тут можно о многом поговорить, т.к. обстоятельства эпизодов были довольно таки разными, но в рамках нашей дискуссии это просто очередной (и опять же - стандартный) увод в сторону разговора о "вине" командира "Сёхо", когда её не удалось доказать.
Тут же с чего началось?
В АСТе готовят переизадание мемуаров Шермана. И вот ридагдор перевода снабжает пассаж Шермана: "Американские истребители, прикрывавшие ударные группы, встретили самолеты «97» фирмы Накадзима, охранявшие «Сехо». Когда они попытались дезорганизовать строй наших пикирующих бомбардировщиков, американские истребители сбили семь из них" - следующим примечанием:
{40}Авиагруппа «Сехо» в Коралловом море включала 12 истребителей «Zero» и 15 самолетов-разведчиков Йокосука D4Y1 «Judi». При этом «Сехо» должен был осуществлять поиск кораблей противника и выполнять роль «приманки» для отвлечения его палубных самолетов. Командир авианосца проявил необъяснимую халатность, не обеспечив патрулирования в воздухе истребителей. По-видимому, американские самолеты случайно встретили несколько «Judi», принятых американскими летчиками за знакомые торпедоносцы «97».
При этом он довольно логичен - если в воздухе над авианосцем американцы не встречают истребителей, а есть только торпедоносцы-бомбардировщики (ну, а кто ещё у нас Накадзима тип 97?), значит - "Командир авианосца проявил необъяснимую халатность, не обеспечив патрулирования в воздухе истребителей". Ну нет же истребителей (о том, что истребитель Накадзима тип 97 у японцев всё же был - ридагдор, возможно, и не подозревал).
При этом состав АГ "Сёхо" ридагдор дал по сборнику ("красная книжечка") Апалькова. Откуда бы на "Сёхо" взялось «15 самолетов-разведчиков Йокосука D4Y1 «Judi» (притом, что у самого Апалькова они правильно поименованы пикирующими бомбардировщиками) если они ещё даже не были приняты на вооружение - Х его З.
В общем классическое: Услышал ридагтор звон - да не понял где он.
Но это бы и полбеды. Тут самая мякотка в том, с какой готовностью в это - "Командир авианосца проявил необъяснимую халатность, не обеспечив патрулирования в воздухе истребителей" - все русскоязычные читатели поверили. И никто и не попытался проверить.
Ну, кроме меня ;-)
Reply
Насколько я помню соль этой истории - у первых серий D4Y1 при пикировании был выявлен флаттер крыла и их переквалифицировали в разведчики "с установкой фотокамеры К-8 с 250мм или 500мм объективом" - по тексту "Франсильона в переводе Фирсова"(tm).
Но там не указано что они оказались конкретно на "Сёхо".
>> увод в сторону разговора о "вине" командира "Сёхо", когда её не удалось доказать.
Я уже упоминал, что в категориях "вины" не мыслю :).
Я пытаюсь понять - мог ли этот командир при сданном ему раскладе наиграть какой-нибудь вист. Если не в интересах корабля, то хоть в интересах операции.
В той же логике, что, например, японские-пикировщики-отправленные-в-один-конец против Тёрнера на Гуадалканал в первый день высадки.
Reply
> Насколько я помню соль этой истории - у первых серий D4Y1 при пикировании был выявлен флаттер крыла и их переквалифицировали в разведчики "с установкой фотокамеры К-8 с 250мм или 500мм объективом" - по тексту "Франсильона в переводе Фирсова"(tm).
* Да, было такое. Но серийное производство разведчиков D4Y1-C началось с июля 1942 г.
> Но там не указано что они оказались конкретно на "Сёхо".
* А они там и не оказались. Два - из пяти существующих на весну 1942 г. - прототипов D4Y1 переоборудованые в разведчики оказались на "Сорю" перед выходом к Мидуэю.
> Я уже упоминал, что в категориях "вины" не мыслю :).
* Да, упоминали. Но по факту - получилось именно в категории вины.
> Я пытаюсь понять - мог ли этот командир при сданном ему раскладе наиграть какой-нибудь вист. Если не в интересах корабля
* Не мог. У него просто не было достаточного количества истребителей.
> то хоть в интересах операции.
В той же логике, что, например, японские-пикировщики-отправленные-в-один-конец против Тёрнера на Гуадалканал в первый день высадки.
* Он примерно это и хотел сделать отправив торпедоносцы против американского АУС. Но не успел.
Reply
>>* Не мог. У него просто не было достаточного количества истребителей.
Чтож.
А мог ли Иноуэ предпринять какие-либо контр-меры, хотя бы и сугубо теоретически ?
Reply
> Чтож.
* Собственно и всё. Что возвращает нас к лапидарному: "Против лома нет приёма (если нет другого лома)"
> А мог ли Иноуэ предпринять какие-либо контр-меры, хотя бы и сугубо теоретически ?
* Учитывая тот факт, что адмирал Иноуэ это тот самый человек решения которого - как и его штаба - и привели в конечном итоге к гибели "Сёхо" и срыву операции, он не только теоретически, но и практически мог предпринять кое-какие шаги, чтобы такую ситуацию просто не допустить. Тем более, что ему это решение предлагали. Но... получилось так как получилось.
Reply
И Зигфрид достал из сундука большой пожелтевший по краям лист с роскошной классификацией, похожей на родословное древо и украшенной миниатюрами с изображением драконов.
- Итак, прародители драконов, и затем - какие виды от кого произошли в процессе эволюции. Всем, кто относится по складу ума к группе D, это знать совершенно не обязательно. Более того, сейчас вам знакомство с этой классификацией повредит. Ваш склад ума требует обратной последовательности подачи материала. Поэтому я покажу вам ее в конце мая. Теперь вы не способны понять ее в полной мере. До свидания, - категорично сказал Зигфрид и вымел группу D за дверь.
Хлопая глазами от недоумения и возмущения, Ллевелис и еще трое ребят очутились перед закрытой дверью и мрачно разошлись восвояси.
...С некоторых пор Фингалл МакКольм ходил за доктором Зигфридом по пятам и искоса посматривал на то, что тот и как делает. Он сразу решил для себя, что занятия драконографией опасны и восхитительны, и смешки первокурсников, утверждавших, что объекта изучения - драконов - в действительности не существует, мало трогали его. Поскольку Зигфрид решительно пресекал всякие попытки втянуть его в беседу о существовании драконов, Фингалл со свойственной ему цепкостью и неустрашимостью вновь и вновь вступал в разговоры со старшекурсниками, терпеливо собирал обмолвки и недоговорки преподавателей и наконец составил себе полную и ясную картину ситуации.
По сведениям, скопившимся у Фингалла, дело обстояло следующим образом: из хранилища манускриптов вбок вела небольшая дверца, которую не всякий и не всегда мог найти. В конце июня, когда наступало время практики по драконографии и Зигфрид считал учеников первого курса достаточно подготовленными к встрече с драконами, он отпирал эту дверцу и отправлял их поодиночке вперед по коридору с одним только напутствием: использовать все свои знания. Что именно было в конце коридора, узнать Фингаллу не удалось. Известно было только, что одни возвращались оттуда чрезвычайно веселые и возбужденные и охотно, красочно, со множеством деталей описывали свою встречу с драконом. Таких доктор Зигфрид обычно отправлял на пересдачу. Другие, редкие ученики возвращались оттуда мрачные, задумчивые и молча, не говоря ни слова, клали Зигфриду на стол письменную работу на двух-трех листах. У таких Зигфрид ничего больше не спрашивал.
...В ту же ночь все, кто относился к группе D, столкнулись носами в кабинете драконографии около сундука, в котором Зигфрид хранил классификацию. Всех их привела туда одна и та же причина: они, совершенно независимо друг от друга, изныли от любопытства. Дожидаться конца мая было выше их сил. Шикая друг на друга, они осторожно вытащили лист с классификацией, развернули, внимательно изучили ее, светя себе фонариками, и переписали в тетрадь.
Когда они начали перерисовывать драконов, отворилась внутренняя дверь, и в класс вошел Зигфрид, почему-то в кольчуге поверх ночной рубашки.
- А, - сказал он. - Это вы. Очень хорошо.
После этой зловещей фразы кто-то стал сбивчиво извиняться.
- Очень хорошо, - повторил Зигфрид. - Теперь я могу быть спокоен. Людей вашего склада ума ничто так не привлекает, как запрет и тайна. Я сделал все от меня зависящее, чтобы вы отнеслись к этой классификации с подобающим вниманием. И я рад видеть, что вы нашли к ней подход.
- Так вы поэтому выгнали нас с урока? - спросил Мейрхион, вцепившись на всякий случай покрепче в драгоценную классификацию.
- Именно. В противном случае вы бы умерли скорее от скуки, чем от любопытства...."
Reply
Leave a comment