[страница 20]
21 февраля [k4: 1941 года] WPD изложила свои взгляды Начальнику Штаба, особо сославшись на письмо генерала Бретта. "Ни Военное Министерство, ни Министерство Флота, - прокомментировали в WPD, - не имеют никакого плана операций, которые бы потребовали переброски бомбардировочной авиации дальнего действия на Восток, и необходимости в подобном плане сейчас не предвидится". WPD предполагало, что до тех пор, пока Великобритания не выйдет победителем в войне, Соединенные Штаты должны придерживаться на Тихом океане стратегической обороны. Указывая на отдаленность возможности того, что Соединенным Штатам могут потребоваться базы для перемещения тяжелых бомбардировщиков через Тихий океан, и на "тот факт, что любые подобные возведенные объекты могут попасть в руки врага", в WPD приходили к выводу, что развитие объектов с таким назначением было нежелательно. Поэтому было рекомендовано, чтобы Военное Министерство продолжало выполнять свои предыдущее решения в части ограничения развития авиабаз от центральной части Тихого океана до Уэйка и Мидуэя. {21}
Несмотря на кажущуюся непоколебимой позицию WPD, Авиакорпусу, по-видимому, удалось удержать тему и продолжить ее рассмотрение. В результате письма генерала Бретта 4 марта 1941 года Военное Министерство запросило мнение Командующего Гавайским Департаментом "по всем вопросам касательно использования самолетов берегового базирования на островах Тихого океана". В частности, затребованы рекомендации по двум пунктам : должны ли быть возведены объекты для авиации наземного базирования на каких-либо удаленных островах для использования армейскими самолетами в качестве операционных баз с целью защиты Гавайских островов, и - должны ли на островах Тихого океана быть возведены объекты с целью обеспечения возможности переброски армейских самолетов дальнего действия через Тихий океан? {22}
Таким образом, в этом запросе проводится разграничение между двумя проблемами, которые [раннее в ходе дискуссий об авиабазах на Тихом океане переплелись].
[страница 21]
Ответ 10 мая 1941 года генерал-лейтенанта Уолтера К. Шорта, Командующего Гавайским Департаментом, отразил текущие тенденции касательно усиления обороны на Тихом океане. Подробный характер его рекомендаций также был важен, отличаясь от несколько общих тезисов, которые до сих пор исходили по этому вопросу от Гавайского Департамента.
Генерал Шорт заявил, что использование самолетов берегового базирования на островах Мидуэй, Уэйк, Джонстон, Пальмира и Кантон должно будет обеспечиваться Министерством Флота в связи с развитием военно-морских баз в этих пунктах.
Он также заявил, что базы должны строиться, содержаться и защищаться Флотом, и что защита "должна быть достаточно сильной, чтобы предотвращать бомбардировку с малых высот и воспретить захват баз вражескими силами любого масштаба на достаточный период, чтобы позволить отвод всех находящихся там самолетов и уничтожение всех объектов и средств навигации". Генерал Шорт рекомендовал следующие специальные сооружения в дополнение к тем, что должны быть предназначены для исключительного использования Флотом: взлетно-посадочные полосы, подходящие для тяжелых бомбардировщиков, оборудование для ночной посадки, средства радиосвязи для навигации по приборам (если это практически возможно), радиомачта, бомбозащищенные сооружения для хранения запасов бензина и бомб, достаточных для непрерывной эксплуатации одной эскадрильей тяжелых бомбардировщиков в течение двух недель, бункеры для размещения отдельных самолетов, жилищно-коммунальные постройки на одну эскадрилью, склады для двухнедельных запасов всех видов на одну эскадрилью, а также метеорологическая служба. [ k4: стоимость возведения и содержания таких объектов, а также источник финансирования, выведена за скобки... ]
Генерал Шорт также выразил мнение, что, если намечается переброска дальних бомбардировщиков через Тихий океан, то возводить объекты и обеспечивать условия для таких перемещений должно Министерство Флота.
[страница 22]
[Он отметил наличие двух общих маршрутов: одного с Гавайев через Мидуэй,] Уэйк и Гуам к Филиппинским островам, и другого - с Гавайев через Пальмиру, Кантон и Самоа к Австралии, с возможными альтернативными базами на островах Фиджи и на Новой Каледонии. По словам генерала Шорта, существовала значительная опасность рейдов на эти острова вражеской авиации, надводных кораблей и подводных лодок. Каждый остров будет иметь свои собственные специфические проблемы в части обеспечения защиты, но, независимо от степени необходимых мер, генерал Шорт считал, что эта защита должна полностью обеспечиваться Флотом, "чтобы не ослаблять армейский гарнизон Оаху". [k4: примечательный подход...]
В одном отношении позиция генерала Шорта была близка к позиции WPD, выраженной в рекомендации от 29 ноября 1940 года. Обе стороны выступали за усиление обороны островных авиабаз, при условии, что такое увеличение не потребовало бы усилий со стороны Армии. С другой стороны, Авиакорпус больше заботили цели, чем средства.
Какая служба должна была возводить сооружения, а какая - защищать их, очевидно, не имело непосредственного значения для Авиационного Корпуса; его главный интерес был в получении безопасного маршрута через Тихий океан для своих тяжелых бомбардировщиков. В течение нескольких месяцев по части обеспечения последней цели был достигнут успех. А учитывая [.высказанные.] тенденции генерала Шорта по возложению бремени на Флот, интересно отметить, что строительство и начальный этап обороны баз в южной части Тихого океана Армия не только обеспечивала, но и сам генерал Шорт был вовлечен в проект.
ПРИМЕЧАНИЯ:
20. Ibid.
21. Memo for C/S from WPD, 21 Feb. 41.
22. 4th ind. (ltr., TAG to C/AC, 12 Dec. 40), AGO to CG, Haw. Dept., 4 March 41, in AG 580 (10-5-39), Hemisphere Defense, Christmas and Midway Islands.
23. Опять же, отсутствуют упоминания об острове Рождества, который Авиакорпус одобрил как подходящий пункт, при условии, что Соединенные Штаты и Великобритания смогут прийти к соглашению относительно суверенитета над островом. 1 мая 1941 года Отдел по европейским делам Государственного Департамента [ Division of European Affairs, State Department ] получил сведения из посольства Великобритании, что в Лондоне готовятся документы о праве собственности на некоторые острова в Тихом океане. Тем временем, однако, Британское Правительство посчитало, что на Рождестве было бы желательно построить бетонный аэродром для посадки самолетов.
Г-н Хейтер [ Hayter ] из посольства Великобритании сообщил Государственному Департаменту, что этот шаг считается целесообразным, поскольку "японцы становятся проблемными" [ "the Japanese are becoming tiresome" ], и Британское Правительство считает, что следует принять такую меру предосторожности. Нет никаких указаний на то, что британцы предприняли какие-либо действия для исполнения плана, поскольку эта информация была передана в Военное Министерство 17 мая 1941 года, где она была распространена среди подразделений Генерального Штаба и Авиационного Корпуса. Комментарий от [.отдела.] G-2 был следующим: "Лучшим планом было бы, если бы британцы строили поле на Фиджи, а США - на Кантоне. Тогда к югу от японских мандатных островов у нас был бы маршрут, по которому 21 наш самолет B-17, которые сейчас находится на Гавайях, можно было бы перебросить в Сингапур либо Манилу".
Ltr., S/State to S/W, 17 May 41; disposition slip from G-2, 4 June 41, in AG 658 (5-17-41), Christmas Island.
24. 5th ind. (ltr., TAG to C/AC, 12 Dec. 40), CG, Haw. Dept, to TAG, 10 May 41, in AAG 600, Misc., East Indies.