[страница 16]
Направляя эти рекомендации в Военное Министерство 19 октября, командующий Гавайским Департаментом сделал два важных замечания. Во-первых, он отметил, что должны быть предусмотрены соответствующие взлетно-посадочные полосы и средства обслуживания, если военно-морская стратегия будет указывать на "необходимость взаимодействия с тяжелыми армейскими бомбардировщиками в совместных наступательных действиях против вражеского флота в радиусе действия самолетов, действующих с передовых флотских авиабаз, в настоящее время возводимых к западу и югу от Гавайев ..." {14} С другой стороны, командующий Департаментом заявил, что использование Армейской авиации с этих передовых баз не является оправданным для защиты именно Оаху. Это несколько отличалось от позиции, занятой им годом ранее, когда этот вопрос впервые был доведен до сведения Военного Министерства. Командующий Департаментом также заявил, что никакая значимая часть Гавайских военно-воздушных сил не должна быть направлена на такое расстояние "без защиты, обеспечиваемой присутствием в этих водах значительной части нашего собственного Флота".
Начальник Авиакорпуса, получив эту корреспонденцию, попросил Генерал-Адъютанта [ The Adjutant General, TAG ][k4: в 1938-1942 это был
Emory Sherwood Adams ] проинформировать командующего Гавайским Департаментом о действиях, предпринятых в отношении программы CAA. Аэродромы на островах в Центральной части Тихого океана теперь рассматривались Авиационным Корпусом как необходимые для того, чтобы передовые оперативные базы в чрезвычайной ситуации могли быть доступны для самолетов дальнего действия. Но была предложена еще одна цель.
[страница 17]
По словам командующего Авиакорпусом, создание подходящих авиабаз в этом районе имело совместный военно-коммерческий интерес с учетом "вероятного будущего использования на этом маршруте многодвигательных коммерческих самолетов большой дальности" {16}. Прошло всего несколько месяцев, прежде чем Авиационный Корпус указал на вероятную необходимость перелета военных самолетов через Тихий океан, но для WPD такие варианты были лишь удаленной перспективой.
29 ноября 1940 года WPD представила Начальнику Штаба второе исследование, которое пересмотрело свои первоначальные рекомендации по объектам авиабаз на Тихом океане. Сочетание трех основных факторов привело к изменению предыдущего негативного отчета: программа CAA, планы Флота по размещению гарнизонов на тихоокеанских островах и все более напряженная международная ситуация. Как сообщил генерал Мур, военное и военно-морское ведомства совместно с CAA предприняли определенные шаги по возведению авиационных сооружений на островах Уэйк, Мидуэй, Хауленд, Джарвис и Джонстон. На неофициальной конференции с Отделом Военного Планирования Флота в WPD узнали, что Флот будет размещать гарнизон на Мидуэе в мирное время и на Уэйке в военное время, и что развитие объектов на этих двух островах для использования Авиационным Корпусом будет иметь полную поддержку со стороны Министерства Флота. Флот никогда не планировал размещать гарнизоны на Джарвисе, Бейкере или Хауленде. Поэтому возведение аэродромов на этих островах рассматривалось Флотом как обязанность, а не как ценный актив, и CAA уже было проинформировано о возражениях Флота против такого строительства. Что касается Джонстона и Пальмиры, Флот не считал эти острова подходящими для посадочных площадок, хотя допускал, что небольшой аэродром на Пальмире может стать [возможным после обширных дренажных работ].
[страница 18]
WPD придерживалась своего прежнего мнения, что (1) вся дальняя разведка над водой должна выполняться Флотом и что (2) защита лишь Оаху не требует использования Авиационным Корпусом рассматриваемых передовых баз. Однако, принимая во внимание международную ситуацию и возможность того, что Соединенные Штаты могут быть вовлечены в "ограниченную либо неограниченную войну на Тихом океане", в WPD посчитали, что передовые оперативные базы и плацдармы должны быть размещены в таких местах, где это возможно не потребует дополнительных сухопутных войск Армии. Соответственно, было рекомендовано, чтобы Военное Министерство одобрило создание ограниченных [.по масштабу.] объектов авиабаз для использования Авиационным Корпусом островов Мидуэй и Уэйк, а [.отделы.] G-3 и G-4 согласились с рекомендацией, и Заместитель Начальника Штаба [ Deputy Chief of Staff ] одобрил отчет 10 декабря. {17} Остров Рождества, одно из двух мест, впервые рекомендованных Авиационным Корпусом в октябре 1939 года, не рассматривался, по-видимому, потому, что суверенитет над островом был предметом спора между Соединенными Штатами и Великобританией.
Авиакорпус немедленно начал разрабатывать планы размещения авиабаз на Мидуэе и Уэйке. Но он был далеко не удовлетворен решением Военного Министерства ограничить развитие [.инфраструктуры.] для наземных самолетов в районе Тихого океана этими двумя пунктами. {18} Генерал-майор Джордж Х. Бретт [ George H. Brett ], Помощник Командующего Авиакорпусом [ Assistant Chief of the Air Corps ], 3 февраля 1941 года проинформировал Военное Министерство по позиции Авиакорпуса в вопросе об авиабазах на Тихом океане. К этому времени стало очевидно, что Авиационный Корпус продумывает маршрут в Западную часть Тихого океана, тогда как ранее [ рекомендации были основаны на желательности использования наземных самолетов с отдаленных островов для защиты Гавайев. ]
[страница 19]
По словам генерала Бретта, "не считается логичным предполагать, что не возникнет необходимости в отправке сил наземной бомбардировочной авиации через Тихий океан". Он указал, что самолеты дальнего действия должны перелетать к месту своего назначения, и что присутствие таких самолетов на Востоке могло бы стать "столь же важным для Соединенных Штатов, как и безотлагательные потребности в таких самолетах со стороны британцев сегодня". {19} Очевидно, что воздушная война в Европе и ход событий на Востоке оказали влияние на политику Авиакорпуса касательно Тихого океана.
Генерал Бретт отметил, что в CAA были даны рекомендации по развитию [.инфраструктуры.] для наземных самолетов на островах Кантон, Джарвис и Джонстон с целью частичного создания дальнего маршрута к Австралии. Эти действия, наряду с аналогичными мероприятиями на Самоа, островах Фиджи и, возможно, на Новой Каледонии, было сочтены ценным для удовлетворения ожидаемых коммерческих потребностей. Авиакорпус предположил, что для баз могут быть предусмотрены ограниченные обеспечивающие подразделения и оснащение, чтобы уничтожить полезность аэродромов для любого потенциального противника в непредвиденной чрезвычайной ситуации. Если [.цепочка.] военно-воздушных баз не будет протянута через Тихий океан, Авиакорпус не верил, что возможно будет в полной мере использовать "потенциал и возможности [ "potentialities and capabilities" ] наземной авиации дальнего действия и что ее ценность в системе Национальной Обороны для Соединенных Штатов будет соизмеримо урезана". {20}
Это относительно сильное заявление о позиции Авиакорпуса не возымело непосредственного влияния на политику Военного Министерства в отношении Тихого океана.
ПРИМЕЧАНИЯ:
14. 1st ind. to above letter, CG, Haw. Dept. to TAG, 19 Oct. 40.
15. Ibid.
16. 3d ind. to above letter, OCAC to TAG, 6 Nov. 40.
17. Memo for C/S from WPD, 29 Nov. 40, in AG 580 (10-5-39), Hemisphere Defense, Christmas and Midway Islands.
18. 31 января 1941 года CAA проинформировало генерала Арнольда, что на работы на Уэйке и Мидуэе может быть выделено около 750 000 долларов. Авиакорпус желал разместить в каждом пункте по одной тяжелой бомбардировочной группе.
Memo for G-4 from WPD, 16 Dec. 40; ltr., Acting Administrator, CAA to Arnold. 31 Jan. 41, ibid.; memo for Col. F. [M.] Kennedy by Col. Robert Olds, 5 Feb. 41; 4th ind. (ltr., C/AC to TAG, 26 Oct. 39), [B&G] Div. to C/Engrs., 10 Feb. 41, in AAG 600, Misc, East Indies.
19. 3d ind. (ltr., TAG to C/AC, 13 Dec. 40), OCAC to TAG, 3 Feb. 41, ibid.
20. Ibid.