Интермедия по поводу дележки патрульной авиации (часть 3).

Jul 22, 2021 14:17

Одной из жертв "утруски" отношений между высокими договаривающимися сторонами являлся такой аппарат как PBB-1 от фирмы "Боинг".

Текст с airwar вносит в понимание момента некоторую сумятицу:
"...29 июня 1940 года ВМС США подписали предварительный контракт с компанией Boeing на строительство прототипа самолета, получившего обозначение XPBB-1 Sea Ranger, с последующей поставкой еще 57 экземпляров самолета. XPBB-1 (бортовой номер 3144) впервые взлетел 5 июля 1942 года. Но к этому времени произошло событие, коренным образом повлиявшее на судьбу самолета - за месяц до первого полета произошла битва при атолле Мидуэй. В ее ходе американские бомбардировщики уничтожили четыре японских авианосца. В связи с этим Командование ВМС пересмотрело свои взгляды на дальние патрульные лодки, сделав ставку на наземные бомбардировщики, и контракт на поставку Sea Ranger был аннулирован. Единственный построенный XPBB-1 (которого шутники окрестили Lone Ranger - Одинокий Рэйнджер) в 1943 году был переведен на военно-морскую базу в Сан-Диего, где еще в течении нескольких лет использовался для различных испытаний. После чего его передали в Norfolk Naval Air Station в штате Виржиния...."

Потому как авианосцы в итоге утопились не просто "бомбардировщиками", а весьма узко "бомбардировщиками пикирующими" причем "корабельного базирования", а не "наземного". Командование ВМС "пересматривать свои взгляды на дальние патрульные лодки" не стало бы, потому что из всех задействованных под Мидуэем средств, именно "Каталины" конкретную свою поисковую задачу успешно выполнили. В то время как "наземные бомбардировщики" в том бою, пытаясь ограниченными силами и в спешке действовать против кораблей по армейским доктринам - со своей задачей как раз не справились, хотя и высказывали на то претензии. И "сделать ставку на наземные бомбардировщики" до того флотским мешали не доктринальные заблуждения, а в вполне конкретное системное противодействие армейской верхушки, подпертой с тылу законодателями. Да и называть это именно "ставкой" сложно, потому что флотские со своей колокольни рассматривали авиатехнику как вспомогательное средство, но не главную силу.

Меж тем аппарат, по впечатлениям, получался удачным, по крайней мере в сравнении с "Коронадо". Предполагалась практическая дальность в 6830 км, при перегоночной аж в 18000 км - при использовании для старта монструозной катапульты, монтируемой на специальной барже. Сменяя в строю "Каталины" машина могла быть весьма полезной в Тихоокеанской войне - как минимум для ведения экстремально дальней разведки.

Реальная причина "размена" выглядит гораздо витиеватей. PBB-1 предполагалось строить на заводе в Рентоне под Сиэтлом в штате Вашингтон, и флотские еще до начала войны вложились в его развитие и оснащение. Меж тем "Боинги" не складывали яйца в одну корзину, а с использованием крыла и двигателей, планировавшихся к установке на PBB, двигали и другой свой проект - который в итоге победил в конкурсе на сверхдальний бомбардировщик и развился в B-29. В промежуточном финале, PBB и "кукушонок" B-29 внезапно стали конкурентами за производственные площади и авиадвигатели.

В результате сделки - между не пойми какими участниками, и не пойми с какими опционами - завод в Рентоне был переоснащен на производство B-29, а взамен Флот, в частности, заполучил право на среднюю и тяжелую бомбардировочную авиацию наземного базирования и на завод Норт Америкэн в Канзасе, где стала производиться флотская модификация B-25, под обозначением PBJ.

очень кликабельная фотография:

гидросамолеты, Тихоокеанская Война, b-25, xpbb-1 sea ranger, летающие-лодки, pbj, =контуры-большой-сделки=, b-29

Previous post Next post
Up