"Тунцовые Клипперы" в боях и походах.

May 10, 2021 15:31

Служба Тунцового Флота во Второй Мировой Войне (1941-1945).
[перевод текста плаката на Embarcadero в Сан-Диего]

Во время Второй мировой войны 600 рыболовных судов были реквизированы Флотом, Армией и Береговой охраной, в их числе и 52 «Тунцовых Клиппера» [Tuna Clippers].

В день Перл-Харбора производство консервированного тунца в США располагалось почти исключительно в Южной Калифорнии, и консервные предприятия получали большую часть своего тунца с «промысловых лодок» [baitboats]. Рыбаки на этих лодках закидывают живца (сардины, анчоусы), чтобы привлечь тунцов заглотить наживку, а затем с помощью жестких бамбуковых шестов втаскивают пойманных тунцов на борт. Начиная с 1924 года, был создан флот больших «рыболовных судов», получивших название «Тунцовые Клипперы». Эти большие корабли, оснащенные мощными дизельными двигателями и недавно разработанными системами рефрижераторов и засолки, которые удалялись вслед за миграцией тунцов за тысячи миль от Сан-Диего в рейсы продолжительностью 90 дней и более. В течение 1930-х годов этот "флот открытого моря" из Сан-Диего взят на примету ВМС США, в результате чего были разработаны планы их [мобилизации] военного времени, включая возможное преобразование «Тунцовые Клипперов» в тральщики.

На момент нападения на Перл-Харбор в составе промыслового флота в Калифорнии имелось 90 судов, в том числе 76 «Тунцовых Клипперов», и еще 3 находились в стадии строительства. 49 «Тунцовых Клипперов», включенных в состав Флота, и 3 - мобилизованные Армией, составляли около 55% мощностей всего флота рыболовных судов.

После объявления войны по Указу Правительства Тунцовый Флот должен был базироваться в Калифорнии или Панаме. Десять «Тунцовых Клипперов», находившихся в Зоне Канала в декабре 1941 года, были немедленно привлечены к временному патрулированию. Армия США оборудовала три «Клиппера» для использования в районе Панамского морского района - "Shasta" и "Cape" в качестве буксиров, а "Invader" - в качестве корабля снабжения.

16 февраля 1942 г. "тунцевики" приняли участие в совещании, которое провел коммандер ВМС США в отставке У. Дж. Моркотт ( W. J. Morcott ) в Арсенале Морского Резерва ["Naval Reserve Armory"]. Зарегистрировалось 600 рыбаков, причем капитаны и инженеры получили ранги уоррент-офицеров, а другие получили звания петти-офицеров в зависимости от возраста и опыта. По истечении 10 дней - 25 февраля 1942 года - флот из 16 «Тунцовых Клипперов», выкрашенных в серый цвет и обозначенных номерами YP как суда Yard Patrol, покинул гавань Сан-Диего. Их пунктом назначения была «Морская граница Панамы» ["Panama Sea Frontier"] для организации пикета защиты канала.

В мае 1942 года конвой из шести YP Clippers покинул Сан-Диего и направился к «Гавайской морской границе» [Hawaiian Sea Frontier]. Эти YP доставляли припасы на Риф Французского Фрегата, на острова Мидуэй, Джонстон, Фаннинг, Кристмас, Пальмира и Кантон. В июне 1942 года семь YP Clippers покинули Сан-Диего для службы на островах Эфате, Самоа или в Окленде, Новая Зеландия. В ноябре 1942 года еще одна группа из пяти кораблей направилась на военно-морскую базу США Тутуилья [Tutuilla], Самоа. По мере того как линия фронта перемещалась в сторону Японии, "YP Tuna Clippers" направлялись с миссиями на другие острова и атоллы в западной части Тихого океана.

Военно-морской флот отметил, что «Йиппи» также называли «Экспрессом Свиной Отбивной» ["Pork Chop Express"], «Мальчиками на побегушках с Тихого океана» ["Errand Boys of the Pacific"] или «Паромом на Соломоновы острова» ["Solomon Island Ferry"]. Во время кампании на Соломоновых островах в 1942 году "Paramount" (YP 289) и "Picoroto" (YP 290) доставили замороженных индеек и все необходимое для традиционного праздничного застолья на остров Гуадалканал. В 1943 году "American Beauty" (YP-514) доставила морским пехотинцам, сражавшимся на Бугенвиле, замороженных индеек как раз ко Дню Благодарения.

«Йиппи» были оснащены CW-радиоприемниками, глубиномерами, флотским радаром и флотским гидролокатором. Вооружение включало пулеметы и другие приспособления - для стрельбы глубинными бомбами. Экипаж из тунцевиков и моряков Флота для YP насчитывал от 4 до 20 человек.

Два YP были потоплены в ходе кампании на Соломоновых островах надводными кораблями противника. 9 сентября 1942 года у острова Тулаги - "Prospect" (YP-346) и 25 октября 1942 года у острова Гуадалканал - "Endeavor" (YP-284). Число при этом пострадавших - неизвестно.

Два YP были потеряны в районе Мидуэя. 23 мая 1942 года "Triunfo" (YP 277) был уничтожен огнем и взрывами на маршруте к French Frigate Shoals (к северу от Гавайев), а затем затоплен, чтобы избежать захвата противником. Выжили только двое членов экипажа. В октябре 1942 года "Yankee" (YP-345) с 17 членами экипажа во время рейса из Перл-Харбора на остров Мидуэй через Риф Французского Фрегата «бесследно пропал по неизвестным причинам».

Четыре YP были потеряны в море: "California" (YP-235) 1 апреля 1943 года после в результате взрыва неопределенного происхождения и пожара выбросился на берег в Мексиканском заливе; "Navigator" (YP-279), 5 сентября 1943 г., затонул в при плохой погоде на пути в Таунсвилл, Австралия; "Cape San Vincent" (YP-280) затонул 24 апреля 1946 (?) года недалеко от острова Сайпан; "San Salvador" (YP-281) 9 января 1944 года был разбит и позднее затонул при шторме силой 9 баллов, экипаж из 19 человек и одна собака были спасены недалеко от острова Уоллис в южной части Тихого океана. После передачи в состав Армии США в июле 1943 года "Sea Tern" (бывший YP-269) была потерян в море у побережья Нижней Калифорнии.

Три YP были уничтожены в октябре 1945 года из-за тайфуна у Окинавы: "Paramount" (YF-289); "Counte Grande" (YP-520) и "Challenger" (YP-239).

Военно-морской флот потерял 7 YP после войны в 1946 и 1947 годах: "American Voyager-Cipango" (YP-504), "Europa" (YP-236), "Falcon" (YP-515), "Queen Anelia" (YP-516), "Queen Elizabeth" (YP-519) и "Yvonne Louise" (YP-282).

Успешный военный опыт «Йиппи» сподвиг ВМС построить 30 судов с деревянным корпусом по образцу Tuna Clipper. Каждый из 30 недавно построенных ВМС YP имел длину 128 и осадку в 14 футов и имел дизельный главный двигатель мощностью 500 л.с. Они были построены в 1945 году, по два на 15 верфях, расположенных в Калифорнии, Орегоне и Вашингтоне. Начиная с 1947 года, 24 таких YP были добавлены к U.S. Tuna Fleet.

После войны Флот и Армия передали 33 уцелевших бывших «Тунцовых Клипперов» Управлению Военного Судоходства ( Shipping Administration, WSA) для выкупа ["buy-back"?] предыдущими владельцами. Три из этих уцелевших судов так и не вернулись в американский тунцовый промысел: "Cabrillo", "Fisherman II" и "Theodore Foss".








Тихоокеанская Война, Гавайи, США, флот, 1945, 1944, 1942, 1943, =морские-труженики-незнаменитого-фронта=, wwii, Мидуэй

Previous post Next post
Up