Как известно, согласно Указу Президента РФ от 30 марта 2012 года в ходе начавшегося 1 апреля очередного призыва на военную службу ряды наших Вооружённых Сил должны пополнить 155 570 новобранцев. Их служба во многом будет определяться и тем, какую школу они прошли до призыва, с каким настроением становятся в строй защитников Отечества. Недавно в Общественной палате Российской Федерации состоялся гражданский Форум, на котором шёл обстоятельный разговор о духовно-нравственной составляющей и других аспектах военной службы. В числе участников форума был депутат Государственной Думы РФ майор запаса Алексей КНЫШОВ. По нашей просьбе он поделился некоторыми своими соображениями по обсуждавшимся вопросам.
Для начала заметим, что наш собеседник не новичок в вопросах, связанных с воинским воспитанием. За плечами у него четыре года учёбы в Московском ВОКУ, служба на Северном Кавказе. Уволившись из армии в звании майора, он окончил академию государственной службы, защитил кандидатскую, стал бизнесменом. Но связей с армией не порывал. Будучи депутатом законодательного собрания Ростовской области, активно сотрудничал с Национальной ассоциацией объединений офицеров запаса Вооружённых Сил «Мегапир». Вместе с её полпредом в Южном федеральном и военном округах, членом Общественного совета при Министерстве обороны генерал-полковником в отставке Александром Овчинниковым принимал самое непосредственное участие в создании Ростовского регионального отделения государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», которое впоследствии и возглавил. Тесные связи с ветеранами, в том числе с офицерами, которые уволились из армии в последние годы, поддерживает Алексей Владимирович и сейчас. Собственно, с разговора об этом и началась наша беседа.
- Отдавая должное ветеранам старшего поколения, вклад которых в работу по патриотическому воспитанию населения, подготовке юношей к военной службе, конечно же, невозможно переоценить, я вместе с тем исхожу из того, что более активную роль в этом благородном деле должны играть те, кто покинул воинский строй недавно, - сказал депутат. - Более молодые офицеры запаса работают не только с подрастающим поколением, но и со своими старшими товарищами по ветеранскому сообществу, зачастую нуждающимися в помощи. Как это делает, к примеру, мой однокашник по училищу майор запаса Сергей Зубанов. Уволившись из армии с должности заместителя командира бригады, он быстро адаптировался к гражданской жизни. Строил дороги, одновременно учился в университете. Сейчас возглавляет управление «Аэродорстрой», активно участвует в ветеранском движении донского края. И таких, вполне успешных, не зациклившихся на материальных благах, офицеров запаса у нас немало. Во многом именно благодаря активной гражданской позиции этих людей нам удалось добиться системности в работе с молодёжью, создать соответствующую законодательную базу.
Между прочим, от этого выиграли и сами ветераны. Сейчас в Ростовской области действуют 67 клубов военно-патриотической направленности. В каждом муниципальном образовании есть свои волонтёрские отряды, которые конкретно работают с пожилыми людьми, особенно одинокими. Навещают их, общаются, то есть живут их жизнью. Недавно мы вместе с Александром Ивановичем Овчинниковым проводили в Семикаракорском районе встречу с офицерами запаса, участниками боевых действий в Афганистане, представителями казачества. Видели бы вы, как тепло принимала их местная молодёжь!
- Алексей Владимирович, очевидно, подобного рода общение полезно для вас и как для депутата Государственной Думы России?
- Несомненно, ведь среди тех, с кем приходится общаться во время таких встреч, и мои избиратели. Они откровенно говорят о том, что их волнует. Например, в ходе недавней встречи с жителями Мартыновского района Ростовской области был поднят ряд вопросов, касающихся нового законодательства о рыбалке, сохранения малых рек, деятельности призывных комиссий... Разумеется, всё это станет предметом серьёзного рассмотрения в соответствующих инстанциях.
Возвращаясь же к теме нашего разговора, хочу подчеркнуть: ветеранское сообщество донского края, насчитывающее более 100 тысяч человек, обладает мощнейшим интеллектуальным потенциалом, не использовать который в целях патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи, подготовки её к военной службе было бы непростительной ошибкой. Именно из этого я и исхожу в своей работе как депутат, как руководитель регионального отделения государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия».
Социально-политические преобразования двух последних десятилетий, произошедшие в стране, отразились на всех сферах нашей жизни. Изменился и духовный облик общества, что не могло не сказаться на отношении людей к военному делу. Если ещё не так давно быть военным считалось престижным и почётным, то, например, по данным ВЦИОМ от 2010 года, половина россиян не одобрили бы намерение своего сына (брата, мужа или другого родственника) служить в Вооружённых Силах. Сейчас ситуация потихоньку выправляется, что, несомненно, связано с усилением внимания государства как к оснащению армии и флота, так и к социальным проблемам военнослужащих, членов их семей. Тем не менее количество молодых соотечественников, уклоняющихся от призыва на военную службу, переваливает за 200 тысяч. Я уж не говорю о трудностях, связанных с набором в армию и на флот добровольцев.
- Всё это обусловлено, наверное, не только технической и социальной составляющими военной службы. Замечательный русский учёный, автор «Истории России с древнейших времён» Сергей Михайлович Соловьёв в своё время писал: «Бывает в народе готовность к войне внешняя, материальная, и бывает внутренняя, нравственная: первая без второй ничего не значит, вторая может восполнить первую, создать её в короткое время...»
- Пожалуй, сегодня нам очень даже не помешает взглянуть на себя именно с точки зрения духовно-нравственной готовности к защите страны. И очень хорошо, что этой проблемой озаботилась Общественная палата Российской Федерации в лице Комиссии по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов. Что и говорить, лихие 1990-е годы нанесли по нашей армии сокрушительный идеологический удар. Как справедливо заметил Владимир Владимирович Путин в своей программной статье по проблемам национальной безопасности, «некоторые «деятели» просто дня не могли прожить без того, чтобы побольнее «пнуть» и унизить армию, оскорбить всё то, что связано с такими понятиями, как присяга, долг, служба Отечеству, патриотизм, ратная история нашей страны».
Как депутат, не могу не затронуть законодательный аспект этой проблемы. Ведь законодательство 1990-х годов не только не культивировало духовно-нравственное воспитание молодёжи, но даже не отражало необходимости такого воспитания в обществе в целом. Об этом свидетельствуют практически все значимые нормативные и правовые акты того времени. Например, принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» вообще не содержал положений о духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. В законе был единственный тезис о необходимости нравственного воспитания, ответственность за которое возлагалась на родителей. И вообще, мне думается, многими своими бедами и армия, и общество в целом обязаны именно отстранённости школы от воспитания подрастающего поколения в духе исконно русского отношения к военной службе. Повторяю: исконно русского. Потому что для русского человека всегда было характерно восприятие военной службы как дела святого, бескорыстного. У него всегда болела душа за Отечество. И на защиту Отечества он шёл по зову сердца, а не корысти ради. Это было как бы нашей национальной особенностью, неким внутренним стержнем, чертой русского характера. Теперь этот стержень явно надломлен.
- Что же, по вашему мнению, так подкосило наш знаменитый «военный» или, как скажет иной ненавистник всего, что связано с нашим недавним прошлым, «совковый» характер, которым мы долгие годы гордились и во многом благодаря которому победили 67 лет назад сильнейшего врага, завоевавшего чуть ли не всю Европу?
- Однозначно тут не ответишь. С окончанием «холодной войны», развалом СССР и Варшавского договора рост пацифизма, как отмечают эксперты, стал явлением повсеместным. Даже хвалёная американская армия порой испытывает нехватку добровольцев. Мы же оказались как бы на острие этой общемировой тенденции, чему способствовали как объективные, так и, может быть, ещё в большей степени субъективные факторы. Чего стоило, скажем, одно только печально известное постановление номер 62 от 17 октября 1990 года, которым Министерство образования РСФСР практически покончило с существовавшей десятилетиями системой допризывной подготовки молодёжи в школе. Кстати, голос общественности по этому поводу так и остался «гласом вопиющего в пустыне».
- Наверное, не всё в той системе отвечало новым веяниям.
- Возможно, но ведь на уроках допризывной подготовки юноши не только занимались зубрёжкой статей воинских уставов и шагистикой, как это пытались представить её разрушители. Ребята сызмала воспитывались на уважении к профессии Родину защищать. В лице призывника армия получала уже во многом сложившуюся личность с определённым уровнем образования, самосознания, готовности к самостоятельному принятию решений. Естественно, став в воинский строй, он не чувствовал себя растерянным, беспомощным и достаточно чётко представлял, во имя чего надо пройти через неизбежные тяготы и лишения службы.
Ликвидировав же допризывную подготовку в школе, реформаторы от образования нанесли такой удар по армии, на нейтрализацию последствий которого потребуется немало времени, сил и средств. Собственно, это ощущается уже сейчас, когда в войска начинает поступать техника нового поколения, возрастает потребность в профессионализации армии, а срок службы по призыву сократился до одного года.
- Но согласитесь, Алексей Владимирович, многое из того, что делалось в школе раньше (экскурсии в воинские части, походы по местам былых сражений, уход за могилами павших воинов, поиск пропавших без вести), делается и сейчас...
- Да, в последнее время, видимо, там, где руководители помудрее, в том числе и у нас на Дону, начали возрождать допризывную подготовку в школах на местном уровне. Да и в целом по России призывников, прошедших подготовку в школах ДОСААФ, становится больше. То есть, похоже, и в гражданском обществе есть понимание того, что никакие достижения в области вооружений, если они, как хочется надеяться, и будут у нашей «оборонки», не спасут нас в лихую годину при отсутствии в народе внутренней готовности защищаться. Готовности, которая должна воспитываться в каждом, как говорится, с младых ногтей.
- Тут вам как депутату, что называется, и карты в руки. Ведь для того чтобы работа по укреплению духовно-нравственной составляющей нашего общества велась системно, нужна соответствующая законодательная база.
- Первым по-настоящему действенным, на мой взгляд, документом, направленным на то, чтобы переломить сложившуюся ситуацию, была Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Лишь после запуска механизма её реализации в России начала складываться более-менее стройная система патриотического воспитания, охватывающая прежде всего молодёжную среду. А в 2010 году Правительством России была утверждена «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года». Должен сказать, что в Ростовском региональном отделении государственно-патриотического клуба прошло широкое обсуждение этого документа с участием представителей местных властей, ветеранских и молодёжных организаций. Логическим его завершением стала разработка концепции допризывной подготовки молодёжи области.
Продолжая тему законотворчества, не могу не сказать о проекте нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Он активно обсуждается и под давлением общественности уже не один раз переписывался. И это не случайно. В проекте явно прослеживается стремление к полной коммерциализации школьного образования, к игнорированию кадетского образования, к вымыванию самого понятия патриотизма. Налицо и «белые пятна» в нормативном обеспечении поискового движения - одного из мощных и действенных элементов системы патриотического воспитания допризывной молодёжи. Не секрет, что во многих местах, где шли боевые действия в годы Великой Отечественной войны, работают так называемые «чёрные копатели». Для того чтобы пресечь их деятельность и, с другой стороны, оградить сами поисковые отряды от необоснованных претензий, нужны соответствующие решения правового характера.
Ну и, конечно, факторами, затрудняющими реализацию политики государства в сфере патриотического воспитания и подготовки допризывной молодёжи, остаются слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование на региональном и муниципальном уровнях, отсутствие необходимых кадров. Кстати, одним из путей решения кадровой проблемы, на мой взгляд, могло бы стать более активное привлечение к работе с молодёжью офицеров запаса.
В целом же, подводя итог сказанному, ещё раз хочу подчеркнуть: важно, каким молодой человек придёт в армию. Значит, нужна эффективная система предупредительных мер - законодательного, воспитательного, оздоровительного характера и так далее, - которая, во-первых, оберегала бы армию от проникновения в её ряды нежелательных, скажем так, элементов и, во-вторых, способствовала улучшению качественного состояния, с точки зрения годности к военной службе, нашей молодёжи в целом. Понятно, что в одночасье эту задачу не решить. Солдатами, как известно, не рождаются. Так что хочешь не хочешь, а придётся нам на государственном уровне возрождать и начальную военную подготовку, и многое другое, что способствовало бы воспитанию подрастающего поколения в духе исконно русского отношения к военной службе.
Автор Геннадий МИРАНОВИЧ,
«Красная звезда».