Сталинизм сегодня Продолжает укреплять свои позиции, но исключительно в России (и в некоторых странах санитарного кордона). Почему именно в России? Ответ не так очевиден, как может показаться. Самый недалёкий его вариант, что простые люди мечтают о твердой руке, о системе которая их защитит, т.е. о патернализме.
В принципе, антисталинизм сегодня, и особенно 5 марта (в период наложения на грипп весеннего авитаминоза), демонтирует застойность и вторичность, более-менее вменяемые критика сегодня идёт, как ни странно слева, до части которых постепенно дошло, что с феноменом сталинизма и разумеется, соответствующим периодом истории необходимо разобраться серьезно, строго в рамках классического марксизма, как например попытались сделать в книге 10 мифов об СССР. Почему только попытались? Да потому, что почему-то наработанный методологический инструментарий марксизма при анализе СССР забывается и начинает поменяться новоязом типа "мутантный социализм", я уж не говорю про игнорирование классовой борьбы, про мифический "монолит" номенклатуры противостоящий пролетариату, ничего себе монолит сам себя "оттермидоривавший" почти два десятка лет.
Термидор Кстати о неотвратимом термидоре, почему то считается, что его упоминание автоматом всё объясняет, но что такое термидор? Серьезного ответа в российском марксизме нет, а следовательно нет его и в мировом марксизме, или я что-то пропустил?
Это важно хотя бы потому, что если термидор неотвратим, то в чем тогда вина Сталина, в том что могло быть ещё хуже? Как ни странно именно эти вопросы, демонстративно игнорируются марксистами исповедующими при анализе истории метод "абстрактного гуманизма". Отсюда и вина Сталина становится абстрактной, вне зависимости от количества, "заверенных" фотокопий обличающих документов. Конкретной она станет, когда станет понятно историческая роль Сталина в термидоре. Собственно в первом приближении понятно, что термидор это форма проявления классовой борьбы, приходящая на смену гражданской войне, но также как и во время войны, требующая мобилизационной концентрации управления, ибо термидор это атомарная партизанская война по Грамши, со своими законами, в частности распадом войны на тысячу поединков один на один, не на жизнь а на смерть, практически в отсутствие системы распознавания свой-чужой, впрочем об этом я писал.
Миф о патернализме в СССР Раз упомянул, объясню. 1-е, то что сегодня понимается под ним, было в СССР в товарно-денежной форме социальных цен, для социализма это было безусловно вредно, это было его рыночным извращением превращаемым в итоге дефицит, дальше в привилегии, хотя при капитализме оно же наоборот видится, как достижение социализма. В частности из стран 1,2,3-го мира при социализме не живших.
2-е и менее очевидное, но основное, патернализм выступал как оплата по труду, в наиболее своей развитой почти коммунистической форме уравниловке. Из тех же стран 1,2,3-го мира это выглядит, как недостаток, это кстати только подчеркивает исторический разрыв обусловленный неравномерностью развития, потому одни левые там учат Маркса, другие Ленина, третьи Мао, а в России и Маркса, и Ленина, и Сталина, и ...
Зависимость простая, чем исторически ближе страна к социализму, тем актуальнее для неё реальный опыт социализма, первый и единственный самостоятельны переход через ДП к социализму был осуществлен Сталиным, вплоть до 89-года социализм развивался на собственной основе и этот опыт не менее ценен: опыт Струмилина, Крижиновского, Байбакова, Глушко, реформы Хрущева, Косыгина, Горбачева это клад для любого строителя коммунизма, разумеется кроме постсоветских марксистов-антисталинистов, они по 10-му кругу ищут ответов у Маркса, в лучшем случае у Ленина.
По сути их критика Сталина, как и либерального легиона, насквозь идеалистична, но критический идеализм марксистов-антисталинистов вреден особенно, ибо отметает практический опыт строительства социализма, подменяет объективный анализ практических проблем при строительства социализма идеалистическими: типа абстрактного требования участия рабочих в управлении экономикой, песнопениями во славу хозрасчете, в критике госплана через недостаток колбасы, выборов через отсутствие альтернативного кандидата, прописки как пережитка феодализма, отсутствие свободы слова, ввод войск в Афганистан, и во всём разумеется виноват Сталин, априори, как будто не было и нет в науке исторического материализма.
Часть мифа о патернализме СССР, произрастает из "культа личности" отца народов, причем он списывается на Сталина, чуть ли не полностью, что верно менее чем на половину половины, но это отдельный вопрос, а нас впереди вопрос не менее интересный.
Когда умрет сталинизм Сталинизм умрет, когда его опыт станет не нужен, здесь работает очевидный момент, страна связанная тысячами нитей и пут с капитализмом, в момент перехода к социализму, неизбежно должна сверху-до-низу мобилизоваться, наиболее исторически быстрым для неё образом и вот тут опыт Сталина бесценен, как позитивный, так и негативный, его безусловно использовали все от Мао с Тито, до Кастро с Чавесом.
Сталинизм умрет, когда исчезнет его социальная, историческая, а следовательно классовая основа. 1-я из них опыт сравнения, сегодня даже из весьма развитого российского капитализма, видно насколько он уступает даже не очень складному первому социализму, тут особо подчеркну что номенклатура пунктов сравнения, с момента создания советского государства, практически не поменялась! Что говорит уже о почти столетней остановки социального развития капитализма, всё его развитие в этой области было обусловлено наличием конкурирующей системой социализма.
Нет, производство конечно развивалось и развивается, однако к социализму в развитых странах не приблизились ни на йоту, питающие надежды на твиттерные революции, цифровой банкинг, рост гуманизма к живой природе могут продолжать питать их дальше, но слава богу в этом вопросе у марксистов практически нет расхождений, первичны производственные отношения.
Сталинизм умрет в России, когда память об СССР, как потеря государства с мировым статусом №1 будет позитивна снята, что разумеется не способна сделать олимпиада в Сочи, проводимая по сути за счет науки, образования и медицины.
Вместо эпилога Из всего вышесказанного следует, что сталинизм тем быстрее станет просто страницей истории, чем быстрее он будет объективным образом исследован и выучен, как практический урок строительства социализма. Особо продуктивными в этом отношении являются сейчас те редкие обсуждения, когда непреднамеренно, но методологически верно имя Сталина не употребляется вовсе, а вот идеологический подход сохраняется, удивительным образом необъяснимое становится легко объяснимым, неочевидное очевидным, а переход на личности объективно необходимым.
Сталинизм сегодня продолжает укреплять свои позиции, объективная часть этот тенденции есть объективное экономическое требование возрождающегося в обществе Духа Коммунизма(*) к развороту, по направлению к возрождению СССР.