(no subject)

Mar 09, 2016 08:55

Были в выходной утром с детишками на катке, народу мало, заметила двух девушек лет 14-16, они пришли, одели коньки, сделали селфи в одном углу, потом в другом углу и пошли домой, на всё про всё минут 20. Мы, старые тетки, чего-то в этом мире не понимаем. Вот две девочки оказались на дрейфующей льдине ради селфи http://360tv.ru/news/dvuh-yunyh-lyubitelnic-selfi-uneslo-v-amurskij-zaliv-na-otkolovshejsya-ldine-video-49366/, а другие попадают под поезд или их бьет током. Если в Яндексе набрать умер "селфи подросток" то будет 550 тыс ответов, трагичные истории: упал с крыши, убило током, выстрелил из пистолета, не справился с управлением, затянулась петля... В школе проводят урок, безопасного селфи.
В миланском аэропорту стайка девушек, одна из них с селфи палкой, фотографировала, выкладывала в сеть, все лайкали, опять фотографировали.... так часа полтора.
Даже философы занялись этой проблемой, кандидат философских наук Кислых Дина Николаевна публикует статью в научном журнале. http://sci-article.ru/stat.php?i=1444770526.
Позволю себе вставить несколько хороших абзацев из нее.


Действительно, психологи утверждают, что с помощью своих фото человек может утолить психологический голод в поисках самоидентификации, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве.

Потребность в идентичности - специфически человеческая особенность. Поиск индивидом своей идентичности обуславливает его личностную многомерность, расщепленность, экзистенциальную неуспокоенность, принципиальную «не заданность» в мире. В этой связи уместно вспомнить слова Э. Фромма, заметившего, что «человек - это живое существо, осознающее себя как самостоятельную величину и способное сказать «Я». В отличие от животного, которое «растворено» в природе, детерминировано им, не трансцендирует, не осознает себя, а потому лишено потребности в самотождественности, человек вырван из природы, наделен разумом и пред­ставлениями, он должен сформировать представление о самом себе, должен иметь возможность говорить и чувствовать: «Я есть Я» [3, с.477].

Таким образом, идентичность - понятие фундирующее бытие человека. Селфи - попытка найти свою идентичность, создать новые образы своего личностного «я», определить и переопределить уже сложившееся мнение о себе. Таким образом, делая селфи, человек формирует высказывание о себе. Антрополог Дженнифер Оуллет, автор книги «Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self» («Я: поиск науки самопознания») считает селфи виртуальным аналогом материальных тотемов в первобытных обществах. Цель их - синтезировать внутренний мир с внешним. Это одна из форм личного перформанса, заявление о самоидентичности, возможность «упаковать» себя и свой мир в правильную обертку, даже если в реальности все по-другому [2]. Но ведь из осколочных образов своего «я», запечатленных на фотоснимках, целостную картинку с духовным содержанием не выстроишь. «В мире всепобеждающей рекламы и тотального маркетинга человек начинает считать себя социальным товаром, и сам часто не замечая, что ищет возможность «продать» себя обществу». [5]

Думается, что селфи - это не способ самоконструирования своего «я», а метод деконструкции себя, путем «раскладывания» себя на множество повседневных ускользающих мгновенных фотоснимков, теряющихся в череде других. Обратимся к Ролану Барту с его комментариями к фотографии вообще: «Фотография до бесконечности воспроизводит то, что имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном. Событие в ней никогда не выводит за собственные пределы к чему-то другому; фотография сводит упорядоченную совокупность (corpus) к телу, которое я вижу. Она являет собой абсолютную Единичность, суверенную, тусклую и как бы тупую случайность»[1, с. 2]. Другими словами, запечатлевание себя с помощью фотографии - это «ловкая диссоциация сознания собственной идентичности».

я фотографируюсь, следовательно, я существую.

психо

Previous post Next post
Up